Памятник всемирно известному философу и мыслителю Алексею Лосеву откроют на его родине, в Новочеркасске. Как сообщили в пресс-службе Ростовской-на-Дону епархии, памятник появится возле стен Михаило-Архангельского храма, где будущий философ крестился, а его дед, протоиерей Алексий Поляков, был настоятелем.
Уточняется, что создание памятника инициировало духовенство Новочеркасского благочиния. Проект монумента подготовил известный донской скульптор Сергей Олешня. Сейчас бюст уже выполнен в глине и готов для отливки в бронзе. Открыть памятник планируется в День славянской письменности и культуры – 24 мая. Это – день смерти Алексея Лосева.
Алексей Лосев родился в 1893 году в семье донского казака. Выпускник историко-филологического факультета МГУ сразу по двум отделениям – философии и классической филологии, причем интерес к этим направлениям у него сложился еще в годы учебы в гимназии. Философские труды Лосева принесли ему славу за рубежом и гонения на родине. Так, его «Диалектику мифа», вышедшую в 1930 году, назвали «контрреволюционным и мракобесовским произведением», а самого Лосева с подачи Кагановича начали считать классовым врагом и позже арестовали. В это же время Лосева избирают членом «Кантовского общества» в Берлине. По сфабрикованному делу церковно-монархической организации «Истинное православие» Лосев получил 10 лет лагерей, за годы заключения философ практически лишился зрения.
После освобождения противостояние властей и философа, не скрывавшего, что он – идеалист, а не материалист, перешло в стадию холодной войны. В 60-е Лосев совершает переворот в традиционных представлениях об античности, публикуя «Историю античной эстетики». Однако тираж книги с описанием жизненного пути Владимира Соловьева был полностью арестован, а впоследствии распродан в отдаленных регионах СССР.
Тем не менее конфронтация не заставила философа отказаться от своих взглядов и веры. Алексей Лосев был тайным монахом РПЦ. Вместе с супругой Валентиной они в 1929 году постриглись в монахи, приняв имена Андроник и Афанасия. Из монашеского облачения в годы гонений на церковь философ носил только скуфью – шапочку на голове.
Фото: Фото пресс-службы Ростовской-на-Дону епархии