Жители Ростовской области смогут почувствовать себя депутатами. Законопроект «О гражданской инициативе в Ростовской области» прошел так называемые «нулевые» слушания. Документ, заявляют создатели, позволит дончанам самим выступать с законодательными инициативами. Впрочем, оппоненты считают, что «позволит» – это громко сказано: редкий идущий сможет осилить дорогу от инициативы к закону.
История нового областного закона началась с президентского послания Федеральному собранию РФ. Глава государства посоветовал выработать механизм, который сделал бы общественные инициативы частью государственной политики. Закон «О гражданской инициативе в Ростовской области», заявляют разработавшие его единороссы, и станет откликом на запросы современности – интересы граждан, которые и так должны учитывать народные избранники, будут еще более учтены. Причем для того чтобы работа закипела, достаточно будет сформулировать идею.
«Мы даем возможность инициативной группе и поддерживающей ее группе населения высказать свое законодательное предложение не в форме готового законопроекта, а сформулировать саму идею, донести до законодателей проблему, которая уже дальше должна воплотиться в законе, – отметила заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области – председатель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова. – Мы изучили всю существующую российскую и мировую практику и пришли к той форме гражданской инициативы, которая показалась нам наиболее демократичной, доступной и, самое главное, – реально осуществимой».
Доступной и демократичной формой разработчикам показалась многоступенчатая схема. Как заявляет заведующий кафедрой конфликтологии, кандидат политических наук Дмитрий Абросимов, она лежит в основе большинства аналогичных законов, принятых в других регионах.
«Для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в поддержку инициативы. Затем инициируемый документ и подписи направляются в представительный орган власти, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение», – рассказывает эксперт.
Впрочем, мнение разработчиков законопроекта о доступности такого формата разделяют далеко не все. Точнее, в донском парламенте его не разделяют обе оппозиционные фракции – КПРФ и «Справедливая Россия».
«По факту законопроект не дает гражданам законодательной инициативы. Давайте посмотрим: чтобы внести закон, нужно собрать инициативную группу, пройти ряд регистрационных формальностей, собрать 30 000 подписей, а затем передать все это в профильный комитет, – говорит лидер эсеров в донском парламенте Сергей Косинов. – А окончательное решение принимает именно комитет ЗС РО – он заявляет законопроект от своего имени. И он берет предложение дончан в разработку, только если признает его актуальным. А под неактуальный можно подвести любой закон».
Впрочем, иронизирует эксперт, до профильного комитета дело может и не дойти: само обилие формальностей уже заставит самых инициативных граждан подумать, насколько им нужен закон.
«Пока группу собери, пока подписи – а это целых 30 тысяч, человек просто скажет: да в гробу я все это видал, – высказывается эксперт. – Мы думаем, что нужно внести изменения в устав Ростовской области и наделить правом законотворческой инициативы именно граждан. Как в Брянске – 30 тысяч граждан собирают подписи и от своего имени вносят законопроект в парламент, минуя волокиту в комитетах».
Фракция КПРФ также в пух и прах раскритиковала законопроект. Лидер фракции КПРФ в ЗС РО Евгений Бессонов также говорит о большом количестве подписей и обсуждении инициативы на уровне комитетов. Кроме того, считает он, законопроект в таком виде фактически дублирует депутатские функции.
«К нам, как к депутатам, обращаются люди, и если проблемы, о которых они говорят, общие, то мы начинаем от своего имени разрабатывать законопроект. Зачем тогда этот закон, зачем гонять людей за 30 тысячами подписей? – рассуждает Евгений Бессонов. – Но дело не в том, что инициирует, а в том, кто принимает окончательное решение. Уже два года мы добиваемся принятия закона о детях войны, который защитил бы инвалидов, ветеранов труда и многих других людей. Но закон просто не принимается. Зачем вносить инициативы, если дальше идет большой тормоз в виде «Единой России»?»
Уже на прошедших накануне «нулевых чтениях» законопроекта разработчики получили порядка 50 предложений и замечаний. Кроме того, фракции намереваются подготовить свои пакеты корректировок к документу. Уже в пятницу, 14 февраля, все замечания обещает рассмотреть профильный комитет. Но в каком виде дончане получат закон о собственной законодательной инициативе, загадывать сложно.
Фото: Иллюстрация с сайта Forums.goha.ru