Строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Ростов-на-Дону – Адлер – практически решенный вопрос. Уже известно, через какие города и веси Ростовской области пройдет магистраль. Мнение общественности о ВСМ спросят 30 августа. Между тем эксперты уже сказали свое слово по поводу экологических последствий от строительства дороги.
Развитие высокоскоростного транспорта в РФ стало государственной задачей еще в 2010 году, однако лишь в начале текущего года этой весной идея ВСМ добралась до Ростовской области. Дочерняя структура РЖД – «Скоростные магистрали» – в начале года объявила конкурс на разработку обоснования инвестиций в строительство ВСМ Москва – Ростов-на-Дону – Адлер. И вот – новый шаг: уже в августе рядовых ростовчан и экспертов приглашают на общественные слушания по строительству ВСМ. На площадке РГУПС в Ростове 30 августа можно будет узнать предварительные выводы о воздействии окружающей среды.
Доклад готовили питерские эксперты – ЗАО «Экопроект» и ОАО «Ленгипротранс» в рамках обоснования инвестиций. Итоги анализа уже доступны в Сети. Они в общем дают понять, что ожидает Ростовскую область, когда ее прошьет высокоскоростная магистраль.
На недавнем заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин сообщил, что вариант прохождения ВСМ из Адлера в Москву определен окончательно. Протяженность трассы составит 1540 км, а время пути сократится до восьми часов. Маршрут проляжет через Тулу, Воронеж, Ростов-на Дону, Краснодар, Туапсе.
«Планируется, что новая высокоскоростная трасса пройдет через города Ростов-на-Дону, Каменск-Шахтинский и Шахты, а также Азовский, Аксайский, Каменский, Красносулинский, Миллеровский, Мясниковский, Октябрьский, Родионово-Несветайский, Тарасовский и Чертковский районы», – рассказала сотрудник Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области Инна Бабаян.
Скорость пассажирских поездов на маршруте будет составлять до 400, контейнерных поездов – до 200 километров в час. Тариф на проезд может составлять от рубля до 10 рублей в зависимости от класса вагона.
Эффект от строительства эксперты оценивали разносторонне. Первое – сама трасса. Строителям придется пройти через сложные почвы – эрозированные участки, оползни, отработанные шахты Восточного Донбасса, признанного неблагоприятным для подобных работ. Положительная сторона – ни один из предложенных вариантов прохождения ВСМ в Ростовской области не затрагивает особо охраняемых природных территорий, заявили эксперты. Всего же по маршруту строителям придется «прошить» 20 памятников природы и заказников.
Однако это не означает, что масштабная стройка никак не повлияет на растительный и животный мир. В процессе строительства площадку придется расчищать под «ноль», да и в дальнейшем на землеотводе трассы растений быть не должно. Влияние на животный мир представить несложно, да и в тезисах от экологов эти выводы есть: на постоянном землеотводе не выживет никто, у животных изменится кормовая база, а шум станет фактором беспокойства.
Высокоскоростной поезд «проедется» и по водному миру. При строительстве будут создаваться специальные системы водопропуска, по которым в естественные водоемы может попасть строительный мусор, вредные вещества. Строительство ухудшит условия нагула рыб, нерестовую миграцию, в воде могут накапливаться загрязняющие вещества.
Воздух Ростовской области при строительстве пополнится 12 видами загрязняющих веществ 2-4 классов опасности. Однако, заверили эксперты, показатели не будут превышать допустимые нормативы. Как и последующая эксплуатация. Кстати, опыт работы ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволил подсчитать примерный объем загрязняющих веществ, поступающих в воздух: 47,5 тонн.
Далее – шум. При строительстве в ряде населенных пунктов показатель будет превышать допустимый дневной уровень. Полный список зависит от того, какой в итоге окончательный вариант прохождения магистрали выберут инвестор и государство – рабочих вариантов было несколько. Обобщенная «группа риска» выглядит следующим образом.
Когда поезд запустят, допустимый уровень шума будет превышаться на расстоянии ближе, чем 750 метров к нему, обязательно потребуется шумоизоляция. А вот электромагнитные поля никакой опасности для населения представлять не будут.
Каждую угрозу сопровождает перечень мероприятий, которые позволят минимизировать ущерб. Так, для снижения влияния на рыбные запасы строителям потребуется создать специальные проходы на путях миграции, для предотвращения загрязнения воды – вести работы преимущественно в зимний период. Намек прозрачен: опасность ВСМ для Дона целиком зависит от того, как ее будут строить и эксплуатировать.
При этом эксперты подчеркивают: строительство и эксплуатация ВСМ по уровню воздействия на окружающую среду в разы безопаснее альтернативных видов транспорта. По уровню выбросов СО2 на один пассажиро-километр автотранспорт в два раза опаснее ВСМ, а самолеты – в три раза. И при ряде условий высокоскоростные поезда составят реальную конкуренцию авиатранспорту.
Но самый главный вывод исследования – «нулевой» вариант, то есть полный отказ от строительства, отбросит Россию и ее прогресс на десятилетия назад. А плюсы и минусы есть у каждого крупного инвестпроекта.
К числу плюсов, помимо прогресса, относят развитие туризма, рост налоговых отчислений, появление новых рабочих мест. Правда, уровень пользы эксперты оценили в «низкий положительный». В числе минусов, помимо шума и отселения людей с точек прохождения дороги, – «низкое отрицательное» влияние на сельское хозяйство. Региональные чиновники заверяют, что экология им небезразлична, однако все же склонны соглашаться с экспертами – ВСМ Дону нужна.
«Реализация столь крупного инфраструктурного проекта – это, прежде всего, значительный приток инвестиций из федерального бюджета, за счет которых будет улучшено транспортное обслуживание наших граждан», – сказал на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» замгубернатора Ростовской области Дживан Вартанян, добавив, что правительство Ростовской области готово всесторонне поддержать прилет в регион «Сапсана».
Фото: Фото с сайта Skyscrapercity.com