В середине января «Чистый город» презентовал брошюры, развенчивающие мифы о компании. К решению выпустить брошюры в компании пришли после анализа материалов СМИ и сообщений ростовчан в городских интернет-ресурсах – как выяснилось, большинство горожан смутно представляет себе, за что отвечает организация, взваливая на «Чистый город» ответственность за все, что творится на улицах. О том, чем на самом деле занимается компания, когда ростовчанам ждать внедрения раздельного сбора мусора, а также о других новшествах в сфере сбора отходов рассказал генеральный директор ОАО «Чистый город» Сергей Пухкалов.
– Сергей Сергеевич, расскажите, что за брошюры изданы и для чего вы их распространяете?
– Целью такой информационной политики должно стать изменение стереотипа о компании и популяризация правильного обращения с отходами. Есть две проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Первая – не все понимают, чем занимается наша компания и за что отвечает; вторая – далеко не все осознают свою персональную ответственность за чистоту города. Общий тираж таких брошюр составил 100 тысяч экземпляров. Первые 20 тысяч изданий были отпечатаны и распространены до Нового года. Оставшиеся распространятся в ближайшие месяц-полтора. Первый этап по распространению – это частный сектор. Именно поэтому эта брошюрка содержит в себе графики вывоза отходов по каждому району отдельно. Для жителей многоэтажек и управляющих компаний, которые работают с нами, брошюры в несколько усеченном виде. В них сделан больше акцент на правила обращения с контейнерными площадками.
– Какой бюджет у этого проекта и кто платит за распространение и создание этих материалов?
– Сейчас существует только тариф на утилизацию. Одна такая брошюрка стоит 3 рубля 82 копейки. Она сделана из вторичных материалов, поэтому у нее достаточно невысокая себестоимость. Мы делаем ее за счет собственной прибыли. Распространением частично занимались по нашему заказу субподрядчики, а основную часть мы будем распространять своими силами. У нас также есть районные подразделения, которые работают с юридическими лицами, в среднем это по три человека в каждом районе Ростова.
– Вы как-то учитывали при издании брошюр опыт других регионов или зарубежных стран?
– Да, мы обращали внимание на опыт зарубежных стран. Но там система обращения с отходами имеет более длительную историю, да и уровень жизни у них повыше. Если говорить о ведущих странах в этой отрасли, я имею ввиду Германию, Финляндию, Бельгию, Францию, то такие брошюры у них выпускаются в виде ежегодников. Они более объемные, потому что в большинстве случаев они содержат информацию по утилизации и опасных отходах. У нас сейчас, к сожалению, на федеральном уровне только формируется законодательная база в этой сфере для населения. Здесь мы сделали первый шаг. В России мы больше такого не видели. Не берусь говорить, что мы первопроходцы в этом отношении, но донести то новое, что поменялось в правилах и выйти на достаточно близкий диалог – это та цель, которая у нас была.
– Один из самых распространенных мифов о «Чистом городе» – то, что это фактически единственная организация, которая отвечает за чистоту в Ростове....
– Сегодня в Ростове работают полтора десятка предприятий. Фактически принадлежащая к муниципалитету только одна – это «Чистый город», а остальные являются частными. Здесь идет конкурентная борьба, и это на самом деле нормально.
– Но даже при таком раскладе доля «Чистого города» на рынке в этой отрасли составляет около 65%. Планируете ли в ближайшее время увеличивать этот показатель и за счет чего?
– Планировать можно что угодно. Рынок сам все это регулирует и требует оперативного вмешательства. Увеличение в доле повлечет за собой необходимость в дополнительной технике и людях. Поэтому я никаких бы резких заявлений не делал на этот счет.
– Есть ли какие-то разработки и нововведения, применяемые в «Чистом городе», которые компании поменьше могли бы взять себе на вооружение?
– Мы сделали достаточно много в плане модернизации техники – это переход на высокопроизводительную технику, который позволил длительное время источать себестоимость, то есть здесь экономика видна напрямую. Она очень четкая и правильная. Для сравнения приведу пример: отечественные образцы, к сожалению, практически в три раза уступают в весовых показателях при том же объеме мусора, то есть мы не можем спрессовать те же самые отходы. Здесь был очень хороший задел. Мы перешли на пластиковые емкости, оснащенные колесами, потому что к металлическим надо подъезжать и четко их с места взять. Пластиковые контейнеры более экологичнее, объемнее и мобильнее. То же самое я могу сказать и о машинах. Мы сделали достаточно много для того, и чтобы просто радовать глаз. Не знаю, как на счет положительных эмоций, но равнодушных точно не осталось.
– Остановимся на контейнерах. Иногда можно увидеть искореженные либо сожженные емкости для мусора. Как вы считаете, это отголоски конкурентной борьбы или обычное хулиганство?
– Не думаю, что все настолько плохо. В 2008 году мы привезли в порядке эксперимента первые две фуры контейнеров. Закупили мы их на свои средства в рамках подготовки программы по техническому перевооружению отрасли. Тогда никто просто так не помогал. Так вот эти две фуры контейнеров сгорели с такой скоростью, что руки были готовы опуститься. Тем не менее определенное насыщение произошло, контейнерный парк очень большой. Это все, конечно, большие затраты. К примеру, в один квартал мы покупаем приблизительно одну фуру (около 200 контейнеров). Обидно видеть сгоревшие емкости, а тем более скоро начнется весна и будет то же самое. Помимо того, что они горят, обидно когда они просто ломаются: люди их, не понимая, забивают строительными отходами. Это неправильно, они для этого не предназначены.
– Несколько слов о новшествах, которые ожидают ростовчан. Вопрос, который, без сомнения, интересует многих горожан: планируется ли введение раздельного сбора мусора?
– Существует два варианта сортировки отходов – это раздельный сбор мусора или последующая сортировка. Мы в прошлом году приобрели достаточно много активов по сортировке отходов и на сегодняшний день налажена схема распределения уже собранного из контейнеров мусора. Опять таки, возвращаясь к опыту ведущих мировых держав, то там везде осуществляется раздельный сбор отходов. В ситуации с Ростовом, помимо отсутствия законодательства федерального, это очень серьезная проблема, которая затрагивает налоговые аспекты, земельные отношения и отношения в сфере окружающей среды. То есть весь круг вопросов очень широк. Мое глубокое убеждение в том, что надо к этому идти цивилизованным, нормальным способом. Сейчас не очень хочется предпринимать какие-то резкие шаги. Вот представьте, если брать простую статистику, то сейчас около полутора тысяч точек сбора, или, как мы их называем, контейнерных площадок. На каждой площадке нужно поставить минимум три контейнера, другими словами мы просто удвоим их количество. К сожалению, санитарные нормы и правила датированы концом 80-х годов, и они предусматривают организацию сбора через деревянные мусоросборники. В последнее время этот документ подвергается редакциям на злобу дня. Пока что так. Санитарные разрывы, которые положено соблюдать мы выдерживаем с большим трудом. Приходится оформлять кучу бумаг с участием жителей, управляющих компаний и т. д. Ростов обладает очень плотной застройкой, поэтому мест для размещения существующего контейнерного парка достаточно мало. А то, что касается контейнерного парка для раздельного сбора, то для этого нужны отдельные машины. Основная задача – получить качественный чистый вторичный продукт. Если мы, к примеру, привезем бумагу в той машине, в которой в первую смену возили обыкновенные отходы, то грош цена всей этой программе.
– А что из новейшего оборудования можно будет увидеть на улицах Ростова уже в самое в ближайшее время?
– В самом ближайшем будущем мы ожидаем технику, которая будет мыть контейнеры на улице. Здесь уж мы точно первые в России. Прошлой весной мы нашли на крупнейшей выставке ту технику, которая позволит нам приводить контейнеры в нормальное состояние, согласно санитарным нормам. Грубо говоря, это посудомойка на автомобильном шасси. Идея такова, что по своим техническим характеристикам она имеет такое же сменное задание, как мусоровоз. То есть, мусоровоз, проезжая, опустошает контейнеры, а следом за ним в «посудомойке» за счет коротких циклов осуществляется мойка контейнеров с возможностью добавления обеззараживающих компонентов. Моечная техника начнет работать при положительных температурах. Стоит такая машина чуть больше девяти миллионов рублей, но никакой речи о росте тарифа не идет.
Фото: Фото автора