«Ария» в представлении не нуждается. Легенда российского хеви-металла в этом году отмечает 27-й день рождения и сдавать позиции не собирается. Год назад в группе в третий раз сменился солист – эстафету Валерия Кипелова и Артура Беркута принял Михаил Житняков. На разговоры о закате творческой карьеры «Ария» ответила альбомами «Феникс» в 2011-м и Live in Studio в 2012-м, а также масштабным туром. Новую «Арию» увидели и ростовчане. Легенда отечественного рока стала хедлайнером фестиваля «Юр-Рок», который прошел под Таганрогом. Музыканты дали эксклюзивное интервью 161.ru.
– Первый вопрос к Михаилу Житнякову. Вы пришли в группу с 25-летней историей, с двумя очень сильными вокалистами: Валерием Кипеловым и Артуром Беркутом. Было ли волнение? Не ударить в грязь лицом, исполнить песню на должном уровне и привнести что-то свое?
– Конечно, было и волнение, были и какие-то сомнения на этот счет: смогу ли я, потяну ли я, потому что планка, поставленная предыдущими вокалистами, была достаточно высокая. Поэтому волнение было однозначно.
– В то время, когда ушел Кипелов и пришел Беркут, поклонники разделились на два лагеря: были как почитатели, так и противники. И сейчас происходит тоже самое, некоторые говорят: вот был Беркут, он ушел, как же так...
– Это элемент сравнения и от него никуда не денешься, когда меняются любые музыканты в группе, а тем более, если речь идет о вокалисте, то это всегда вызывает много разговоров. Начинаются какие-то сравнения, кому что ближе и так далее... Морально я себя к этому настраивал, но справился с этим благодаря присутствующим здесь участникам коллектива...
– У вас в этом году вышло два альбома: «Феникс» и Live in Studio. Что сподвигло записать Live in Studio – старые хиты с голосом Михаила?
Отвечает Владимир Холстинин (В.Х.): Есть несколько причин: первая – когда пришел Михаил, мы вынуждены были репетировать давным-давно полюбившиеся нам старые песни. Пока мы их репетировали, мы делали какие-то записи, чтобы потом посмотреть работу над ошибками. Нам эти записи очень понравились, и мы решили их потом выпустить. Но есть еще одна причина. Много людей имеют возможность выложить в Интернете записи собственного производства с концертов, у этих видео ужасный звук. Поэтому нам хотелось сделать какую-нибудь более менее приличную запись.
– Когда вы собираетесь сделать такой альбом с Мишей, чтобы бы был такой же мощный выплеск, как и с Беркутом в свое время. Причем Беркута все знали до этого, а Миша не очень был известен публике?
Отвечает Виталий Дубинин (далее – В.Д.): Готов уже. «Феникс».
– «Феникс» понятно. Имеется в виду такой, чтобы совсем...
–...Эти песни раньше нигде не записывались, ни где не звучали, они только появились, так?
– Нет, я просто в доказательство. «Феникс», конечно, хороший альбом, но его не так уж и хорошо приняли, правда?
– А по моему, его очень хорошо приняли. Если сравнивать с тем же Беркутом десять лет назад, то «Феникс» гораздо лучше приняли. И Мишу как вокалиста, и альбом. Сколько тогда было недовольных, и прочее, прочее. В этот раз такого не было. Ни на концертах, ни после выхода альбома. Это с нашей стороны такое наблюдение.
– Какие-то сольные проекты никто не планирует?
– Пока никаких ярко выраженных вроде нет.
– Следующий вопрос Владимиру и Виталию. Я вот читал недавно, что планируется к осени выход ваших именных гитар от фирмы Aria. Можно подробности. Ведь это значительный шаг для любого музыканта – именной инструмент?
В.Х.: Я могу рассказать. Обычно именные гитары очень дорогие и являются приблизительной копией того инструмента, на котором играет музыкант. Поэтому, когда мне предложили, я сходу отказался. Зачем фанатам гитара за 2000 долларов? Все будут писать, что это дорого и у многих нет таких денег. Но предложение было очень неожиданным. Ребята из фирмы сказали, что они хотят сделать бюджетную гитару для начинающего гитариста, которая будет лучше всех аналогичных инструментов какие предлагаются. Какая она будет посмотрим. Обещают обеспечить качество, и стоимость ее будет до 10 тысяч рублей вместе с усилителем, ремнем и так далее. Это, конечно, не дорогой американский инструмент, но обещают, что она будет соответствовать начальному уровню.
– Вопрос о Маргарите Пушкиной (постоянный автор текстов «Арии» – прим. ред). Насколько мне известно, на последних двух альбомах у текстов появились новые авторы. С чем это связано? С занятостью Маргариты Анатольевны? Или захотелось увидеть новый взгляд на свои идеи?
В.Х.: Это больше ко мне вопрос, потому что у меня песни написаны с другим поэтом. Здесь ничего особенного нет. Раньше нам Александр Елин часто помогал, сейчас он совсем охладел к нашему творчеству, и на Риту легла большая нагрузка. Поэтому хочется разгрузить ее как-нибудь, немножко помочь.
Также мне интересно работать с Игорем Лобановым. У нас с ним появился неплохой дуэт, контакт. Мы хорошо понимаем друг друга. Как-то случайно так получилось – он пришел к нам и сказал: а я вот вырос на ваших песнях... (Смеются.) И давайте я одну какую нибудь сочиню, так сказать, связать поколения. Ну мы решили попробовать. Он сочинил, мне понравилось и с тех мы не можем расстаться.
– Я когда-то давно прочитал, что у вас есть песня «Колизей», которая была готова еще до выхода альбома «Химера», но не вошла в него по каким-то причинам. Есть ли еще такие песни в закромах?
В.Х.: Да, немного, но есть. Были и раньше, есть сейчас. Песня «Ночь короче дня» вот так у нас примерно лет пять-шесть пролежала.
В.Д.: Но это не совсем песни. И я не считаю, что у нас есть какие-то песни в закромах. У нас полно мелодий, и, может быть, даже готовые аранжировки. Но песни у нас, как правило, появляются непосредственно перед записью, потому что все поэты работают гораздо медленнее, чем пишется песня. Поэтому если мы вдруг достаем какую-нибудь мелодию из закромов, то песня становится уже непосредственно перед альбомом.
– Вышла песня «Симфония огня» на книгу Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». После этого множество моих знакомых сразу начали читать Рея. Я и сам начал читать. Получается, вы как-то сподвигли людей читать книги?
В.Х.: Да, книжка как раз об этом. Я заходил в книжный магазин через неделю после выхода альбома, а продавец мне говорит: «Я не понимаю, что происходит (меня он не узнал), всего Бредбери смели». Я и подумал: в следующий раз, когда пишешь такое произведение, нужно заранее договариваться с книжными магазинами.
– Владимир, в одном вашем интервью,после юбилейного концерта, вы говорили, что альбом «Герои асфальта» – лучший в вашей жизни. Он был записан где-то за неделю и сведен за день...
– За три недели записан. И где-то за сутки был сведен.
– По себе знаю, бывает такое состояние, кураж, когда все пишется и все идет, а потом люди сидят годами на студии и ничего не складывается...
– У многих музыкантов такая история: первые альбомы записаны быстро, а последние пишутся по полтора года. Я думал, почему так происходит. И, мне кажется, это не потому, что люди исписались. Просто планка постепенно поднимается. И каждый следующий альбом должен быть не хуже предыдущего по крайней мере, а желательно в чем-то лучше и интереснее, поэтому каждый раз все больше и больше времени уходит на написание. И еще, как я заметил по себе лично, у меня возросла требовательность к самому себе. Если раньше я быстрее соглашался на какие-то мелодии, то сейчас медленнее. И по сто раз переделываю. Может и зря, конечно...
– Более выборочно уже относитесь?
– Да. Но раньше с этим было по-другому, потому что мы музыку придумали в голове, а потом проигрывали на гитарах, и вот она существовала как-то в воздухе. А сейчас у каждого есть компьютер, можно туда все записать, сидеть, менять местами, переделывать – мусолить, и все это может тянуться месяцами. Это здесь можно быстро решить: два припева или один. Решили и забыли. А дома этим же можно целую неделю занимается, вот так сидеть, сегодня один, завтра два. Как настроение, с какой ноги встал, от того и зависит. Компьютер – это, конечно, зло для творчества с одной стороны.
– Бывает такое, что за 25 лет гастролей вы устаете и решаете на месяц два отдохнуть? Или обычный образ жизни уже не видится за 25 лет гастролей?
– Само собой это происходит. Например, январь – очень неэффективный месяц с точки зрения прогнозирования и задела на концерты. Поэтому январь можно спокойно отдыхать.
– Летом отдыхаете на нашем побережье, или лучше за границей где-нибудь?
– А мы и не работаем. (Смеются.) Мы отдыхаем при первом же удобном случае, на гастролях можно отдыхать, если есть выходные, а так – каждый куда захочет: и в Россию можно съездить? и за границу в том числе. Отдыхать везде хорошо. Главное, чтобы желания совпадали с возможностями.
– Сергей, вы были недавно в Германии, что нашей стране не помешало бы оттуда взять? Что удивило?
Отвечает Сергей Попов, гитарист «Арии»: Я бы сказал, но это будет не патриотично.(Смеется.) Вы знаете, отвечать на этот вопрос, это играть в Капитана Очевидность – говорить очевидные вещи, потому все и так понятно для всех. Даже для тех, кто не побывал заграницей. Побежденная нами страна живет просто в другом мире, чем победители. И мы не очень скоро догоним и эту страну, и вообще цивилизованную Европу. Куда ни ткни, везде срезы.
– Ну это же получается срез общества. Потому что это общество само виновато.
– Ну конечно, это система. Не просто же один какой-то плохой мальчик наверху сидит и портит всем жизнь. Вспоминая наши институтские годы, а мы с Вовой и Виталиком в ста метрах друг от друга учились, с первого курса все студенты делились на два лагеря: одни пили пиво, играли на гитарах ну или занимались какими-то своими делами, изредка ходя на лекции, и во время сессии напрягались. А была еще другая группа – общественники. Они почему-то сразу выделили свое ядро. Они носили пиджаки, галстуки, все стали комсоргами, парторгами. Произошло естественное разделение на общество. И вот эти самые люди, комсомольцы, и сейчас в принципе у власти. То есть они сами себя выделяют из массы. Мы просто не пошли бы в какие-то комсорги, и поэтому жизнь на этом этапе естественный отбор проходит. И они ступенька за ступенькой идут к власти, но они уже были гнилые тогда, по своей сути. Вот система так работает.
– А какие хобби есть? Например, про Владимира писали, что он разводит цветы комнатные и рыбок.
В.Х.: Есть у меня аллергия, я не могу держать собак и кошек, поэтому я все больше по траве и рыбам. В общем, у кого шерсти нет.
– Я вот даже читал, что вы когда уезжаете, просите кого-то полить ваши цветы?
В.Х.: Ну да, есть у меня человек, помогает.
– Я бы хотел еще устроить такой маленький блиц для молодежи, которые не ходят на концерты и смотрят эти концерты посредством монитора. Посоветуйте этим людям, если вам не сложно, что бы им послушать. Буквально 5-6-7 композиций, героев, или может быть альбомов, персоналии, групп, русские, нерусские, можно назвать себя – все, что угодно.
– Мне сложно. Мне кажется, нет универсальных советов. Все-таки смотря опять же для чего. Если ты решил ознакомиться с историей рок-музыки, надо начинать в хронологическом порядке, если же ты приверженец какого-то одного стиля, то совершенно по-другому. Просто я сейчас посоветую что-то не то. Можно же посоветовать и свой путь...
– Люди, которые любят «Арию», так или иначе прислушаются к этому и пойдут по возможно правильному пути...
– Я бы хотел отметить такую вещь, что сейчас Интернет – это колоссальный ресурс. У них есть такая возможность – искать и находить хорошую музыку, у нас такой возможности не было, но мы искали и находили. А они не знают где ее взять. Пускай они попробуют сами поискать эту музыку. Почему они этого не хотят делать. Почему они там смотрят эти идиотские мультики, а не занимаются нормальным делом?
– Группа «Ария» ведь по большому счету – группа, которая не изменяет себе на протяжении долгого времени. Что с одной стороны очень хорошо, так как группа, не то что бы она не меняется, она всегда растет над собой. С другой стороны, многие думают: надо всегда что-то новое, надо всегда за чем-то гнаться, возможно, за модой.... Скажите, почему у вас это все так получается, на чем то вы все держитесь? У вас какая-то платформа внутренняя, правильно?
В.Д.: Мы такие, какие мы есть. Что мы умеем, то мы и делаем. Не было никогда такой задачи, мол, давай сегодня поиграем в этом стиле, а сейчас это поднадоело, и давай попробуем в чем-нибудь другом. Есть масса таких людей, и у них хорошо получается. Но мы никогда и не пытались следовать моде или какому-нибудь определенному течению. Делали то, что получается. Пытались, как нам казалось, сделать что-то радикально другое, но все равно потом все могли сказать, что это «Ария». Как мы умеем играть, как мы умеем сочинять, так и получается. Отчасти может быть это и в силу нашей ограниченности какой-то. (Смеется.)
Эдуард Лукутин, Илья ТОДУА, Антон ЧЕСКИДОВ
Фото: Фото предоставил Вадим (Murmudon) ГОРСКИЙ, CarambaMusic