Непростая ситуация, развернувшаяся вокруг гребного канала «Дон», заставила уже бывшего и.о. директора канала Сергея Суперата обратиться в редакцию 161.ru. На встречу с корреспондентом он принес кипу копий документов (объяснительные, докладные, справки), оригиналы которых легли на стол оперативников правоохранительных органов. В коррупции Сергей Суперата подозревает кое-кого из руководства канала, однако управление по физкультуре и спорту администрации Ростова этого «не замечает». Отсюда, утверждает чемпион мира, и весь конфликт.
– Сергей Владимирович, как развивается сегодня ситуация, связанная с вашим конфликтом с управлением по физкультуре и спорту администрации Ростова-на-Дону?
– Ну вы помните тот брифинг «ни о чем», который как раз-таки планировался как ответ на статью 161.ru «Зачем пилить "Дон"?» Потом, через несколько дней, у нас было собрание, куда пригласили весь коллектив гребного канала. Человек 250 было. Тема собрания – «Дальнейшее развитие гребного канала как спортивного объекта». Выступала начальник УФКС (Управление по физкультуре и спорту. – Прим. автора) Маргарита Самофалова в основном с лозунгами, а конкретики было мало и остроты беседы, обсуждения наболевшей проблемы не было. Я пытался обратить на себя внимание, чтоб коллектив высказал свое мнение о моей работе в должности и.о. директора МОУ ДОД «Гребной канал». Но этого не случилось, хотя прецедент был, и я им воспользовался, озвучив свои предложения по перспективе развития канала.
– И как вы видите дальнейшее развитие гребного канала?
– У меня есть свое видение. Во-первых, это должен быть многофункциональный спортивный комплекс, учитывая масштабность и географическое расположение. Будущее, вне всякого сомнения, перспективное. Несколько спорткомплексов плюс современный гостиничный комплекс с конференц-залами – таковы требования времени. Вот у нас с 1984 года стоит недостроенный гостиничный комплекс... и здание уже устарело, и проект гостиницы. Сегодня гребной канал больше похож на некий заповедник, нежели спортивный объект – если сравнить с современными гребными каналами в других городах.
– Вы говорили о проверке правоохранительных органов? Она еще идет?
– Да, еще длится, и проверять есть что... Ко мне, когда я еще находился на посту заместителя директора канала, неоднократно обращались наши сотрудники и говорили о том, что МОУ ДОД «Гребной канал» – это просто предприятие по отмыву бюджетных денег Ростова. Тогда это было субъективным мнением нескольких человек. Сегодня правоохранительные органы, которые начали проверку, располагают конкретными заявлениями конкретных лиц. Их заявления нашли подтверждение!
– Например?
– Например, на бумаге у нас проводились сборы спортсменов, причем в сборах в летнем лагере участвовали 500 человек. На самом деле никаких сборов не было, а деньги были выделены. Или вот: в летнем лагере проводили сбор в декабре. Как это может быть? Просто появились бюджетные деньги, которые надо было «освоить». И вот в декабре «нарисовались» сборы, которых в реалии-то и не было, да и быть не могло. Таким образом в ООО «Детский оздоровительный комплекс «Спутник» было переведено в районе 1,5 млн рублей. Вот еще пример: приобретение спортивного инвентаря. Когда я приступил к исполнению обязанностей директора канала, то принялся покупать инвентарь непосредственно у поставщика – в России их не так много. У той же фирмы предыдущий директор Анатолий Орехов, опять же по документам, якобы приобретал лодку за 85 тысяч рублей, а ее реальная цена – 35 тысяч рублей.
Ещё эпизод: в течение 3 лет численность обучающихся детей в школе превышала 2000 человек, но никто из руководства УФКС действующего и прошлого и МОУ ДОД «Гребной канал «Дон», я думаю, не возьмет на себя ответственность, что данная цифра на бумаге соответствует действительности. В ходе внутришкольной проверки выяснилось, что численность учащихся не превысила 1200 человек. С учетом финансирования МОУ ДОД «Гребной канал «Дон» по количеству спортсменов сказать, куда уходили все это время деньги, я не могу. А потом я выяснил, что большое количество людей числится у нас работниками, им «капает» зарплата, кассир получает на них наличку, а потом эти деньги отдает заместителю директора по финансам Татьяне Алексеевне Седовой. Вот такая нехитрая схема. За три последних года сумма, начисленная на заработную плату этим людям, составила 7 млн 200 тыс. рулей. 48 мертвых душ ежемесячно якобы получали у нас зарплату. Я и по совести, и по должности уже не мог такое допустить!
– То есть вы этих людей ни разу не видели, не слышали?
– Ни разу. И первое, что я сделал, когда пришел на должность, уволил этих невидимок. А еще у нас есть спортивные площадки, которые сдаются в аренду. Ни одна копейка за аренду площадок не поступала через кассовый аппарат – все поступало в карман зама по финансам и распределялось, я думаю, среди ограниченного круга лиц. Я и тут навел порядок – поставил кассовый аппарат – и, о чудо, деньги стали поступать на внебюджетный счет, предназначенный для развития нашей спортшколы. В день, как выяснилось, поступало 10 тысяч рублей. Страшно представить, сколько за эти годы накапало таких денег в чей-то карман. Ведь этот расчетный счет был постоянно пуст. А сейчас он пополняется ежемесячно на 250-290 тысяч рублей.
– Ну а вы лично разговаривали с заместительницей по финансам?
– Я попросил у нее дать письменное разъяснение – она отказалась. Я ознакомил ее с объяснительными, которые мне дали другие сотрудники – деньги они отдавали лично в ее руки. Потом «судьба» денег людям была неизвестна. Она развернулась и ушла, отказавшись от пояснений. Я пробыл на посту и.о. директора несколько месяцев – с 13 августа по 8 ноября 2011 года. С 8 ноября приказом начальника УФКС Маргариты Самофаловой меня лишили права исполнять обязанности директора гребного канала. Без объяснения причин. И Самофалова наделила полномочиями, угадайте кого, того самого заместителя по финансам. Ей, кстати, 69 лет. Человек абсолютно не имеет никакого отношения к спорту. А сейчас меня под различными предлогами пытаются уволить. Даже за то, что я предоставил сотрудникам правоохранительных органов документы для проверки. Я написал письмо на имя заместителя мэра Ростова Валентины Леденевой.
– А что вы написали в этом письме?
– Я указал в письме на имеющиеся нарушения – все то, что сейчас рассказал вам. Официального ответа на свое письмо я пока еще не получил. Жду согласно установленным законом срокам.
– А по-вашему, куда расходились неучтенные деньги? Ну не могла же, по логике вещей, пожилая дама все загребать себе?
– Я думаю, деньги расходились в узком кругу руководящего состава гребного канала.
-А сейчас вы какое отношение имеете к гребному каналу, как складывается ситуация с вашим назначением на должность директора МОУ ДОД «Гребной канал «Дон»?
– Я снова занял свой прежний пост – должность заместителя директора. Но, повторю, меня пытаются выжить. Вот сейчас я сижу с вами, общаюсь, а в это время составляется акт моего отсутствия на рабочем месте, несмотря на то, что сейчас обеденное время. Опаздывать мне нельзя. В прошлом я довольно известный спортсмен, пятикратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта СССР, имею правительственные награды: орден «Знак почета». Всероссийская федерация по гребле на байдарках и каноэ ходатайствует перед администрацией города с просьбой поддержать мою кандидатуру в назначении меня на должность директора МОУ ДОД «Гребной канал «Дон», а кадровая служба мэрии ставит под сомнение подлинность моего диплома об образовании и отклоняет мою кандидатуру. Мне пришлось предоставить в управление кадров документы, подтверждающие факт моего обучения в вузе и подтверждение подлинности диплома о высшем образовании. Ответа пока не поступило.
– Сергей, вы не пробовали снова и снова поговорить с Маргаритой Самофаловой, все ж она чиновница высокого ранга, несущая непосредственную ответственность за происходящее?
– Конечно, разговаривал и не раз! Начиная с летних месяцев, когда я узнал об имеющихся фактах коррупции, я ее поставил в известность с просьбой разобраться. А когда узнал о нарушениях замдиректора по финансам, я также письменно обратился к госпоже Самофаловой. Она ответила официально: «Следует обратиться в правоохранительные органы». Обратился...
– Вы волк-одиночка, или у вас есть единомышленники в борьбе с коррупцией на гребном канале?
– У меня много единомышленников, которые хотят развивать спорт, а не коммерцию, прикрываясь спортом. Также хочу заметить, что и большинству сотрудников МОУ ДОД «Гребной канал «Дон» тоже неприятно работать в такой, не побоюсь этого слова, криминальной обстановке. Ведь все всё видят и понимают !
– Какова сегодня обстановка с греблей в Ростове и области?
– Я являюсь вице-президентом областной Федерации гребли, поэтому ситуацией владею полностью. Ситуация не из лучших: с одной стороны, донская земля всегда славилась спортивными дарованиями, и они у нас появляются. Как пример – перспективный спортсмен Павел Веремеенко. Он выиграл всероссийскую спартакиаду учащихся, сейчас выиграл чемпионат юношеский и попал в сборную команду страны. Он не один такой. Но опять все упирается в инвентарь, финансирование, тренировочную базу.
– Ну а нынешний и.о. директора что-нибудь делает в этом направлении?
– Ставит палки в колеса. Вот последний ее демарш: я выделил для детей, которые у нас тренируются, автобус. Автобус стоит на балансе канала и предназначен именно для таких целей. До недавнего времени он был просто «на приколе», им не пользовались. Я его оформил плакатами гребного канала для популяризации спорта. С тренерами составили расписание. Автобус забирал детей в Ростове у часового завода, централизованно вез на канал, а после тренировки снова вез к часовому заводу. Тренерский состав, дети и их родители восприняли это на ура. В первый день своего директорства дама отменяет автобус. А дети только вышли из воды, побежали в столовую, потратили свои карманные деньги, уверенные в том, что автобус их довезет. И тут выясняется, что автобуса не будет. Я иду к ней, она отвечает: «Автобус не поедет, дети там балуются. Да и вообще детей мало ездит». На тот момент было 12 ребят. Снег срывается, уже седьмой час вечера. Она села в служебную машину и поехала домой. А 12-летние мальчишки пошли пешком через мост по темноте, в снегопад. Вот такое отношение к детям. А ведь эти дети до декабря будут тренироваться на воде. Как им добираться туда-обратно?
– Ну хорошо, с городской спортивной властью диалог у вас не сложился? А областное министерство в курсе?
– Вот как раз областное минспорта поддерживает и мои начинания, и мою кандидатуру. И именно министерство спорта области посылало запрос в вуз, в котором я обучался. Хотел бы сказать, что с министром спорта Ростовской области Валерием Вакулой, в отличие от чиновников спорта администрации города, у меня выстроен конструктивный диалог! Он, как и я, готов всячески содействовать развитию и массового, и профессионального спорта на Дону.
– А как вы думаете, с какой целью на должность и.о. директора была поставлена женщина, в отношении которой также ведется проверка правоохранительных органов?
– Ну, видимо, у УФКС есть определенные цели. Понятно, что 69-летняя экономист долго находиться у руля не будет. Вопрос «для чего ее назначили» придется решать правоохранителям.
– То есть пока ситуация с гребным каналом в тупике?
– Пока да. Но со мной команда – люди, которые сплотились вокруг меня и надеются, что спорт в конечном итоге победит теневую коммерцию. Страшно, что и на этих людей стало оказываться давление... Я всколыхнул это болото и буду бороться до конца. Я, поработав в должности директора, понял, что справлюсь с этой работой.
– Как вы видите дальнейшее развитие ситуации? Противостояние с УФКС продолжится?
– Я впервые в такой ситуации не пожелаю никому оказаться на моем месте. Не знаю, что будет дальше, какие результаты покажет проверка правоохранительных структур. Вопросов много, но хочется прежде всего решать вопросы спортивные. И я надеюсь, что здравый смысл победит. За гребным каналом пристально следит и областная власть, а все мои претензии к УФКС объективные.