Ростовский метрополитен будет дорогостоящим, хлопотным и убыточным предприятием, но без него городу не обойтись. Осталось понять, кто даст деньги на столь масштабный проект.
К таким выводам пришли участники совещания по вопросу развития транспортного комплекса в Ростове-на-Дону, которое провел губернатор области Василий Голубев.
На днях глава областного правительства шокировал ростовчан и метростроевцев заявлением о том, что метро в Ростове, вероятнее всего, отменяется. Окончательное решение должно было быть принято по итогам большого совещания со всеми заинтересованными структурами, которое и прошло в правительстве.
Судьбу ростовской мечты решали заместители губернатора Сергей Горбань и Дживан Вартанян, лично мэр Ростова Михаил Чернышев, руководители профильных комитетов. Прибыли специалисты-транспортники, в том числе и из Москвы, где с такими проблемами знакомы не понаслышке.
Руководитель отдела транспорта и дорог ГУП «Научно-исследовательский и Проектный Институт Генплана города Москвы» Игорь Бахирев обрисовал неутешительную картину: транспортная инфраструктура донской столицы существенно отстает от темпов увеличения пассажиропотока и уровня автомобилизации. Уже сегодня в Ростове ежегодно перевозится более миллиарда пассажиров, и это количество стремительно растет. Кроме того, сегодня на тысячу жителей приходится порядка 260 машин, а к 2025 году этот показатель вырастет до 470 машин. В такой ситуации только лишь автобусами и троллейбусами транспортную проблему не решить. Причем конкретные шаги нужно делать уже сегодня, иначе в ближайшие десять лет город просто встанет, резюмировал докладчик.
Разгрузить ростовские дороги можно, только развивая скоростной транспорт. Первоначально выбирали из трех вариантов: метрополитен, монорельс и скоростной трамвай. Однако идею с монорельом отмели однозначно. В условиях сформировавшегося города строительство монорельсовых конструкций изуродует архитектурный облик и потребует сноса ряда зданий. Прокладывать монорельс по подземным тоннелям экономически нецелесообразно.
Для обеспечения транспортных нужд города требуется проложить 75 километров линий метрополитена или 140 км линий скоростного трамвая. С учетом провозной способности, стоимость сооружения километра метро и километра трамвая примерно сопоставимы, поэтому получается, что строительство скоростного трамвая обойдется вдвое дороже.
Наиболее перспективной специалисты считают комбинированную схему: строительство линий метрополитена в направлении «Север-Юг» «Запад-Восток» с пересечением в центре города, а от них пустить «широтные линии» легкого рельсового транспорта.
Подробнее о будущих ростовских ветках метро рассказал главный инженер проекта ОАО «Метрогипротранс» Владимир Власюк. Специалисты предприятия смоделировали приоритетную линию Ростовского метро – «Запад–Восток». Она протянется от пр. Малиновского через ул. Стачки, железнодорожный вокзал, ул. Б. Садовую, Театральную площадь до пл. Карла Маркса. Из восьми станций на линии три центральные станции будут выполнены методом глубокого заложения (30-48 м), и одна станция (железнодорожный вокзал) расположится на эстакаде. Длина первой очереди первой линии составит 12, 6 км, а срок строительства – восемь лет.
Ориентировочно первая очередь ростовского метро обойдется в 76,6 млрд рублей. «Километр ростовского метро будет стоить 5,38 млрд рублей. Это примерно сопоставимо со стоимостью километра в Москве», – заявил Владимир Власюк.
«В Москве другие деньги, – резонно парировал Василий Голубев, – бюджет города Москвы в десять раз больше бюджета всей Ростовской области».
Специалисты предложили взять на вооружение опыт Тегерана и Сеула, где порядка 60% бюджета на строительство метро составляют частные инвестиции. Схема проста, как все гениальное.
Пространство вокруг станций метрополитена, причем как подземное, так и надземное, передается частным инвесторам в обмен на деньги на строительство и эксплуатацию метрополитена. Наверняка, найдутся желающие заполучить солидный участок (хоть и под землей) между Буденновским и железнодорожным вокзалом, чтобы устроить там торговый комплекс или перехватывающую стоянку.
И все же на первых этапах строительство ростовского метрополитена невозможно без федеральных вложений. По словам губернатора, сегодня область уже затратила 116 млн на обоснование необходимости строительства метро перед федеральными властями. Однако вывод губернатора заставил метростроевцев «выдохнуть» – метро в Ростове все же не отменяется.
«Сегодня мы ставим задачу войти в пул городов, которые получат федеральную поддержку на строительство метрополитенов, – сказал Василий Голубев. – Но для этого нам надо основательно проанализировать то, что было сделано, рассмотреть возможности и областного бюджета для проведения первого этапа работ – я имею в виду проектирование».
Губернатор подчеркнул: строительство ростового метрополитена не только вписывается во мнение специалистов, но и отвечает требованиям горожан. Свою роль в принятии решения сыграло и мнение горожан. Согласно данным социологического опроса, более 80% ростовчан выступают за строительство подземки.