Сначала на горизонте появляется неприметная точка. Движение выдает шлейф желто-бурой пыли. Затем становится различим шум мотора. И вот миг, когда автомобиль проносится мимо. Иногда – картинно, под одобрительные аплодисменты, взлетая на трамплине. Иногда – обдавая грязью, а затем щедро посыпая густой пылью Восточного Донбасса. Но, проклиная все на свете, ты ждешь новый автомобиль, а затем едешь дальше – новый спецучасток, новое ожидание, из старого – лишь солнце и ветер, августовский аэрогриль в выжженных степях... Это «Гуково», сынок. Это, как день рожденья, бывает раз в году.
Чемпионат России по ралли – как учебник по географии. Ледяная и заснеженная карельская Ланденпохья, суровый «Горный лен» в Свердловской области; с дождем, но идиллический «Славянский кубок» в Беларуси; порадовавший солнцем «Южный Урал» и вот – пятый по счету – этап «Гуково». К предпоследней гонке чемпионата фавориты уже известны, лидеры определены – бывает, что и чемпионы уже очевидны. Но на фоне всей этой, конечно же, относительной, предопределенности Гуково – как первый арбуз. Разрезаешь – и не знаешь, что будет под зеленой коркой: сладкая мякоть, недозревшая бледно-розовая масса либо уже сварившаяся по жаре каша.
Восточный Донбасс принимает звезд российского ралли в 19-й раз, и донская трасса заслужила славу одной из самых жестких в стране. Правда, наиболее разрушительный участок на СУ «Динамит», где выступавшие скалы оставляли добрую часть «гостей» без колес, убрали, дороги разровняли и подсыпали, однако основные «бренды» остались – броды, трамплины, повороты. Плюс – жара, плюс – тоже «брендовая» пыль.
Если совсем кратко – то основным соперником на «Гуково» можно считать «Гуково». Поэтому подготовка в закрытом парке – до последнего момента. Технику доводят до ума, пилоты и штурманы настраиваются на «боевой лад». Каждый, конечно, по-своему.
«Очень боюсь. Привяжите меня, пожалуйста, а то где-нибудь отстегнусь и убегу», – молит высокий широкоплечий штурман, хотя глаза – смеются.
Пафоса никакого: приезжают каждый к своему времени, уезжают – строго ко времени старта. Если нужен адреналин со всякого рода «На старт! Внимание!...», то это – к телевизору.
Колючая сухая трава, летающая живность, жара – все далеко не «за», однако зрители преданно кочуют от одного спецучастка к другому. Кто-то смотрит на «макушку»: первую пятерку, лидеров чемпионата. Кто-то – таких здесь все же большинство – приезжает поболеть за своих. В стартовой ведомости – несколько ростовских и еще более местных, «донбасских» экипажей. Самые благодарные зрители – самостоятельная детвора, на вид от 10 до максимум 15. Кто-то добирается до разбросанных в степях «допов» на мопедах, кто – автостопом, рассчитывая на добрых людей. Аплодисменты либо едкие комментарии – каждому проехавшему мимо.
«Эхххх, осторожный какой...» – разочарованно выдыхает толпа у брода, когда автомобиль, сбавляя скорость, осторожно пересекает неглубокую лужу.
«Молодец! Давай-давай!», – дружный ор толпы, залитой «по самое не хочу» грязной водой, выплеснутой из водоема: машина глохнет, едва преодолев водное препятствие, но в эйфории это мало кто замечает.
«Гуково», с точки зрения зрителя, впрочем, не только пыль и жара, но и порой фантастические пейзажи – главное, чтобы на осознание этого хватало сил. Часть «местных» наблюдает сразу несколько этапов с «господствующих высот»: верхушки холмов со слоями скалистой породы напоминают древние амфитеатры. Здесь больше ветра, меньше пыли, и... ощущение ирреальности. Вот внизу на повороте кто-то переворачивается. Наблюдаешь, как развивается ситуация – после нескольких мгновений ступора к автомобилю бегут организаторы. Зрители остаются на местах и меняют позиции... лишь для более выгодного кадра.
Водительские просчеты, фактор техники, просто не тот поворот фортуны и нелепейшие случайности – в стартовой ведомости – 37 участников, в итоговом списке финишировавших – только 20. Победа в «абсолюте» достается амбициозному дебютанту, первому в России автомобилю Skoda Fabia Super 2000. Питерцы Никита Филиппов и Дан Щемель прошли все спецучастки за 1:13,45.5, обойдя ближайшего соперника на 56 секунд.
«Очень необычный автомобиль! Хотелось бы особенно отметить работу подвески и управляемость машины. Правда разгона ей немного не хватает, точнее максимальной скорости, но это все компенсируется устойчивостью в поворотах и тем, как ее можно поставить: едешь, как по рельсам! Автомобиль просто супер, я под большим впечатлением, так что сейчас будем учиться. И... стараться выигрывать», – признался накануне старта «Гуково-2011» Никита Филиппов: как видно, установка оказалась верной.
Помощь «родной земли» или нет, но в двадцатке финишировавших – три ростовских экипажа. 14-й результат у экипажа Глеб Степанов – Анатолий Рогожников, причем в своем классе R1 они стали третьими, 16-е место – у «хозяев» трассы, гуковчан Андрея Новосельцева и Дмитрия Костяева. Девятнадцатыми пришли Сергей Пухкалов и Сергей Нестеренко. В меньшей степени удача благоволила все же покинувшим трассу экипажам Максим Назаров – Александр Небогатиков (Ростов-на-Дону – Ижевск), Николай Папазов – Игорь Солощенко (Гуково – Красный Сулин) и Василий Лавров – Михаил Гирник (Зверево – Гуково). Впрочем, для большинства донских гонщиков «Гуково-2011» – это, скорее, «гонка престижа», где важно показаться. По итогам пяти этапов лучший среди «наших» результат, 12 место в российской классификации, занимает экипаж Лавров-Гирник, набравший 15 очков.
Кто станет победителем российского чемпионата, в гуковской пыли и не разглядишь. Единственное, что понятно – ситуация с экипажем Андрея Трухина и Анны Бушмелевой. После досадной ошибки – экипаж получил отметку на контрольном пункте раньше назначенного времени на три минуты и получил пенализацию – спортсмены из Екатеринбурга на финише оказались пятыми в абсолютном зачете, но при этом таки выиграли гонку в зачете R3 и досрочно стали победителями чемпионата России.
А дальше – полная беспросветная интрига, которой не было уже несколько лет. В 2009 и 2010-м чемпион определялся досрочно. В 2011-м после пяти этапов на победу может претендовать сразу три экипажа, в их числе – и вернувшие в Гуково статус лидера чемпионата Дмитрий Тагиров и Анна Завершинская.
«Сначала – шли на пределе возможностей шин, в середине думал – как снизить температуру двигателя, под финиш – как сохранить хоть какую-то безопасную управляемость с поломанным приводом и практически «убитыми», разбалансированными колесами... Наш экипаж и наша команда проделали действительно колоссальную работу. И я всем доволен – все отработали просто здорово! Ну а результат, похоже, получился, что называется – «как на небесах разложили карты». Что ж, для «Гуково» – это нормально. На этой гонке – всегда так», – охарактеризовал Дмитрий Тагиров пройденный путь. Иные комментарии, как говорится, излишни.
Фото: Фото автора