Хороший урожай зерна в нынешнем году может поставить крест на донском сельском хозяйстве. Чтобы спасти ситуацию, аграрии выступили с открытым письмом в адрес президента страны с просьбой отменить эмбарго на вывоз зерна. Но надежды призрачны.
Засушливый 2010 год и общий неурожай зерна в мире стал причиной введения осенью прошлого года запрета на продажу зерна за границы России. Владимир Путин, поясняя необходимость таких мер, сказал, что делается это с целью не допустить роста внутренних цен в России на зерно, чтобы сохранить поголовье скота и поддержать запасы. Аграрии сейчас говорят открыто – правительство просчиталось: цены на зерно внутри страны зависят не от спроса на внешнем рынке, а от поведения продавцов топлива и электроэнергии, так что росли они как положено.
И волки – не сыты, и «овец» пришлось порезать – из-за подскочивших цен на фуражное зерно, по данным аграриев, подписавших письмо, во многих областях, севернее Ростовской, содержать крупный рогатый скот стало невыгодно настолько, что пришлось отправлять под нож даже племенные стада. Это при полных-то закромах Родины!
«Начиная с 2007 года, аграрии Ростовской области экспортировали до 4 млн тонн зерна ежегодно, – говорится в письме аграриев к президенту, опубликованном на странице новостного портала «Крестьянин». – В прошлом году, несмотря на засуху, на Дону было собрано 6,9 млн тонн зерна.
До введения запрета на экспорт удалось продать 500 тысяч тонн. На сегодня в хозяйствах области хранится 2 млн тонн нереализованного зерна – это огромный объем. Общие запасы юга России – 11 млн тонн. Элеваторы затоварены, и это влечет дополнительные траты на хранение».
Проще говоря, зерно на юге гниет, и продать его, скажем, в центральные регионы России, сильно пострадавшие от засухи, тоже не удается – транспортные издержки делают его просто «золотым».
Покупали его по 4 000 рублей за тонну, но цены так упали, что теперь продавать приходится дешевле. А за границей оно стоит в два, а то и в три раза дороже – этого крестьяне ждали несколько лет, наращивая свои возможности лишь за счет кредитов и лизинга. В счет будущих барышей, так сказать. Но на пути к исполнению мечты встало государство.
«Для донских производителей эмбарго оказалось вредной мерой! – убежден генеральный директор ГК «Белый Двор» Артем Екушевский. – Несколько лет цена на зерно была невысокой. Ситуация топталась на месте, и получить достаточную прибыль для развития сельхозпроизводители не могли. Запретив вывоз зерна, правительство, поддержав пострадавшие регионы, лишило возможности южных производителей реализовать свою продукцию по хорошей сложившейся на мировом рынке цене и получить достойную прибыль!»
По правде говоря, рядовые земледельцы пока не слишком ощутили потери от эмбарго.
«Крестьянам от него не стало ни лучше, ни хуже, – говорит донской фермер Владимир Игнатович. – Мы в прошлом году сдали зерно по тем ценам, что нам предложили перекупщики и все. Мы же сами за границу не торгуем».
Фермеры по привычке жалуются на низкие закупочные цены, на вечную нехватку средств для развития. Но, так или иначе, зерно они свое сбыли.
Зернотрейдинговые компании, зная о неурожаях в Австралии и Аргентине, активно скупали зерно у крестьян в надежде выгодно продать его на внешних рынках. Забив хранилища под завязку, они были лишены права торговать за границу и оказались на сложной ситуации.
«Последствия на самом деле серьезные – мы подходим к новому урожаю с полными хранилищами зерна, – говорит Артем Екушевский. – Это в первую очередь повлечет проблемы со складированием нового урожая!»
Так что последствия эмбарго недальновидные крестьяне почувствуют в тот самый момент, когда собранный урожай им просто некуда будет деть. Как уже говорилось выше, сами хранить его и продавать они не могут.
Впрочем, и без этого, фермеры страшатся… хороших урожаев. «Не дай Бог, будет урожайный год, зерна и так в стране полно, цены на него упадут, фермеры просто разорятся, – сетует Владимир Игнатович. – Нам – что так, что так – лучше не будет».
Крупные зернотрейдеры пока еще пытаются спасти ситуацию, взывая к благоразумию властей страны, но, видимо, иллюзий уже не питают. Затягивают пояса потуже и, вместо экспорта, начинают посматривать на импорт (привет программе продовольственной безопасности страны!).
«Наша компания приняла ряд мер по сокращению бюджетов всех офисов, – рассказал 161.ru Артем Екушевский. – Также есть новые направления, которые осваиваются сейчас. Одно из них – импорт овощей фруктов из стран, с которыми сложились отношения в процессе торговли зерном».