От самого названия «Морское собрание» веет чем-то безвозвратно утраченным. Во времена своего расцвета собрания объединяли элиту российского флота – блестящих кадровых офицеров и наиболее заслуженных «гражданских»: судостроителей, государственных деятелей. Но самое главное – ветераны флота могли оставаться в строю и передавать свой опыт следующим поколениям. Морские собрания уничтожила революция. Возрождение началось в конце ХХ века. Не остался в стороне процесса и порт пяти морей Ростов-на-Дону. Ростовское морское собрание (РМС) в этом году отмечает 10-летие. О задачах современных морских собраний и людях, которые в них состоят, рассказал председатель РМС Юрий Зеленский.
История морских собраний началась с XVIII века. Прообразом стало благородное собрание, открытое 11 (22) марта 1786 года в Кронштадте по инициативе адмирала Самуила Грейга. Организация должна была скрасить зимние «застойные» месяцы базировавшегося в городе флота. Первое морское собрание открыли также в Кронштадте в феврале 1802 года, к 1910-му в России насчитывалось уже 10 организаций. Все офицерские организации императорской России, в том числе и морские собрания, упразднили Декретом СНК в 1917 году.
– Юрий Николаевич, общественная работа – дело в России не самое благодарное. Почему решили за нее взяться?
– Мы же романтики, люди 70-х годов, и мы остались ими по жизни. Быть может, поэтому мы и продолжаем верить в чудо, хотя жизнь диктует другие условия. Я на целине родился, первоцелинники мои родители, со второго класса я в Ростовской области. Когда заканчивал среднюю школу, наше поколение тоже верило в чудо. Нас влекли просторы, моря, океаны, кого-то – горы. Так и получилось. Я закончил Севастопольское инженерное училище, чисто подводное. Инженер-механик. Я знаю, как реактором управлять, что это такое. Службу закончил на командной должности, командиром плавмастерской. У меня было 150 человек в подчинении. Служил в Видяево, многих ребят с «Курска» знал, с «Комсомольца», у меня там одноклассник погиб... И когда я сюда приехал, мне стало скучно: я привык к деятельности, а тут мне, здоровому, просто на пенсии сидеть? Так я потихоньку пришел в общественную работу. Главное, меня жена поддержала в этом: она понимает, что мужчина должен иметь дело какое-то.
– Но ведь не секрет, что многие скептически относятся к общественным организациям, едва ли не бездельниками называют...
– Я провел под водой в общей сложности два года, и когда кто-то мне говорит, что жить трудно, я отвечаю: этого не может быть. Либо вы трудностей не видели: в таком городе вы о них говорите! Я столкнулся со многими вещами на начальном этапе, но у меня принцип такой: брать хорошее и двигаться вперед.
Вообще обидно, когда в родном городе что-то не получается. Поэтому я и подбираю единомышленников. Уже набрался серьезный костяк: человек 5-6, есть команда. Мне удалось собрать людей, сейчас нет расколов. Мы подтянули морские учебные заведения, которые также устали от разрозненности. Мы как раз центром таким объединяющим и являемся – морское собрание.
– Что именно объединяет? Какие сейчас задачи у РМС?
– Людям это надо. Спецназовцы объединяются, пограничники, и нам тоже нужно друг другу многое сказать. Людям нравится, они хотят собраться и поговорить, в том числе – и о прошедших годах. Это интересно, ведь моряки – своеобразные люди. Что касается задач, последние полтора года мы работали целенаправленно, чтобы организация была с четкой, ясной структурой, чтобы была скоординирована работа с морскими учебными заведениями. Это ведь молодежи, прежде всего, нужно, я всем говорю: акцент на молодежь надо делать, с ними общаться.
– Чем удается привлекать молодежь?
– Я вспомнил себя, что меня интересовало, и через призму лет воспроизвожу, что было. И сейчас уже даже руководители учебных заведений это понимают: молодежи нужно не просто рассказать, а показать. Если молодежи что-то просто рассказывать, она не воспринимает. Их трудно обмануть, таков закон. Когда проводим флотские часы, мы рассказываем о том, что их интересует, отвечаем на их вопросы. Тематически, допустим, о героических событиях, приносим макеты. Особенно 66-я школа имени Лунина, они очень любят макеты, есть и мастерская.
Сейчас хотим кадетские классы морской направленности создать при казачестве. Есть молодежь у нас, пускай она и продвигает это дело. Потому что возрождение флота не за горами. К 2020 году огромные средства выделяются, подводные лодки уже третьего, четвертого поколения, пятого готовятся. Лодки мы можем строить, но нужны люди, причем определенного уклада, ума, они должны на чем-то воспитываться. А они просто так не вырастают. Надо свои знания передать кому-то, чтобы это не осталось и не зависло где-то. Собственно, основной задачей морского собрания мы и видим воспитание подрастающего, молодого поколения. Государство должно окрепнуть, потому что события последних десятилетий показывают: слабое государство начинают атаковать. И молодежь потянулась, им интересно это. За последний год мы приняли 60 человек – это люди молодого возраста.
– Какие требования к личному составу РМС?
Городская общественная организация «Ростовское-на-Дону морское собрание» создана весной 2001 года. Задачами организации стали возрождение и укрепление флотских традиций, а также патриотическое воспитание молодежи. При непосредственном участии РМС на ростовской набережной установлен памятник адмиралу Федору Ушакову, у которого ростовские моряки теперь отмечают основные флотские события; впервые поднят Андреевский флаг в честь Дня ВМФ на территории мореходки; к юбилею ее выпускника, Героя СССР, контр-адмирала Николая Лунина выпущена и погашена почтовая марка. РМС шефствует над четырьмя учебными морскими заведениями Ростова-на-Дону и рядом школ Железнодорожного района города.
– Прежде всего – разделять наши идеи и помыслы. Мы всегда всем говорим: у нас добровольная организация, у нас уплата членских взносов – 600 рублей в год, это немного. За этот счет нужно оплачивать офис, телефонные переговоры, какие-то венки, иногда события бывают нехорошие; подарки ветеранам. И обязательно понимать: у нас есть устав, его нужно выполнять. Должно быть корректное отношение друг к другу. Если человек морской, форма должна быть на мероприятиях.
– В итоге у вас подобрались легендарные личности...
– Да, у нас люди героические. Тот же Иванец Василий Савельевич, ему сейчас 90 лет, в 1941 уже начал воевать подводником. Лукин Павел Васильевич – кунниковец. Редчайшие люди.
– Вы говорили о подарках ветеранам. А еще какую-либо помощь РМС «своим» оказывает?
– Да. Мы, например, работу помогаем находить. Допустим, в училище Седова сейчас нужно на работу пять офицеров на различные должности. Сейчас проводим среди своих работу. У нас в РМС есть начальник штаба, он охранным агентством руководит, туда тоже люди нужны. Вот в таком плане помогаем.
– То есть должно получиться в итоге морское братство?
– Да, к этому и идем. Я оптимист по жизни, верю только в хорошее. И у меня почему-то только радужные перспективы того, что будет дальше.
– А что в обозримом будущем?
– Сейчас майские праздники пройдут, и сразу же начинаем подготовку к дню Военно-Морского флота. В этом году нам пообещали, что будет постановление мэра. Планируем, как и в прошлом году, шествие с оркестром: по Пушкинской, далее – Кировский, Богатяновский, и у памятника на набережное торжественное действо. Почему мы так рано начинаем? Нужно многое решить по финансовой части. Спасает, что я занимался в свое время и финансовой, и вещевой, и хозяйственной деятельностью. Я знаю, как надо вести хозяйство. А любое хозяйство надо уметь вести – будь то семейный бюджет либо финансы общественной организации.
Фото: Фото автора