Ростовчанин добился, чтобы милиция изъяла из своей картотеки его отпечатки пальцев и уничтожила дактилоскопическую карту. Правозащитники решение суда поддерживают, но до сих пор непонятно, зачем, как и – главное – кто «откатал» пальчики молодых людей, которые решили устроить бойцовский турнир.
Все случилось в марте этого года. Группа ребят организовала турнир по так называемым «реалистичным боям», арендовав для этого спортивный зал в районе Чкаловского и даже сформировав призовой фонд. Но не успели еще спортсмены выйти на ринг, как в зал ворвались «люди в масках», приказали всем лечь на пол, особо видных бойцов скрутили и «убедили» проехать с ними в Первомайский ОВД.
«Нам сразу пояснили, с кем мы имеем дело – с Центром по противодействию экстремизму (ЦПЭ), – рассказывает о той незабываемой встрече главный фигурант дела Александр Петрушин. – Насколько мы поняли, это их бойцы были в масках, они уложили не только нас, но еще и часть зрителей, включая женщин и детей. С кем они прибежали воевать – нам непонятно до сих пор. Еще менее понятно, зачем нас препроводили в Первомайский отдел милиции».
По словам Александра и его друзей, там им «откатали пальчики» и провели пояснительную беседу о недопустимости ведения экстремистской деятельности. Потом отпустили.
Забыть о досадном происшествии Александру не давала мысль о судьбе его дактилоскопической карты.
«Я – не преступник и даже не подозреваемый, потому что, как потом пояснили милиционеры, они просто проверяли оперативную информацию. Якобы кто-то им намекнул, что мы там не соревнования проводить будем, а по-настоящему драться. Хотя для этого – согласитесь? – было бы глупо платить деньги, арендовать зал и создавать призовой фонд. Можно было бы где-то в лесу кулаками помахать – делов-то», – недоумевает Александр Петрушин.
В суд Александр пошел в надежде, что правоохранители все же объяснятся: почему задержали, зачем «пальчики» откатали. Но, как выяснилось, объяснять не с кем. ЦПЭ юрлицом не является, а ГУВД ему сразу пояснило: была оперативная информация, отрабатывали, проверяли. А в том факте, что «пальчики» спортсменов хранятся в милицейской базе, правоохранители большой проблемы не видят.
«Что плохого в том, что их отдактилоскопировали? – недоумевает глава пресс-службы ГУВД Алексей Полянский. – Эта процедура – обязательная, например, для ряда госслужащих, которые занимаются работой, связанной с риском. Не хочется о таком говорить, но в случае ЧП это упрощает процедуру опознания. Добропорядочному гражданину, на мой взгляд, не имеет смысла опасаться, что его отпечатки хранятся у милиционеров».
Первомайский суд решил, что сотрудники ОМ-6 (бывший Первомайский ОВД) незаконно «откатали пальчики» молодого человека, иск Петрушина удовлетворил и вынес вердикт – дактилокарту молодого человека из базы изъять. Как эта процедура будет осуществляться, под каким контролем, и кто поручится, что копии у милиционеров не останется, никто не знает. Ничего подобного в практике донских милиционеров полковник милиции Алексей Полянский припомнить не смог.
Но этой победы Петрушину мало. Он, во-первых, призывает всех своих товарищей по тому мартовскому «маски-шоу» подавать подобные иски и изымать дактилокарты. А во-вторых, намерен добиваться того, чтобы действия сотрудников милиции были признали незаконными. «Все эти «отработки оперативной информации» – отличное прикрытие для милицейского беспредела, – возмущается Александр. – Так они могут ворваться в любое помещение, всех в кутузку отправить. Ведь суд так и не смог выяснить, кто были те ребята в масках, и кто с нас отпечатки снимал. ЦПЭ утверждает, что это были не их бойцы, дескать, они пришли, увидели, что ничего страшного не происходит, и ушли. В ОВД не понятно, кто дал распоряжение наши отпечатки в базу внести. А после их налета у нас призовой фонд пропал – и не с кого спрашивать».
Такое решение суда приветствуют ростовские правозащитники. «Если отпечатки были внесены в базу в нарушение закона, это должно быть исправлено, – убеждена известная донская правозащитница Ольга Погуляй. – Хотя и милиционеров я поддерживаю: если человек законопослушный, ему нечего опасаться данных милицейской базы». В то же время Ольга Погуляй согласна, что с качеством ведения следствия в наших правоохранительных органах лучше такими данными милицию «не баловать». «Однажды мне довелось читать обвинительное заключение суда, где единственным доказательством причастности человека к убийству был тот факт, что труп находился в квартире такой-то, – вспоминает юрист. – А если у таких следователей будет на руках такой козырь, как отпечатки. Конечно, если правоохранители за вас возьмутся, то и без наличия ваших «пальчиков» в их базе можно попасть в такой переплет... Примеров по всей стране предостаточно».