В Астрахани под председательством Директора ФСКН России Виктора Иванова состоялась пятисторонняя встреча руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков Прикаспийских государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. 161.ru побеседовал с участником этой встречи, заместителем руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета, начальником Управления по Южному федеральному округу генерал-лейтенантом полиции Вячеславом Алексеевичем Овечкиным.
– Вячеслав Алексеевич, какие вопросы рассмотрели участники встречи и какие соглашения были достигнуты?
– Проанализирована сложившаяся ситуация с контрабандой наркотиков в Прикаспийском регионе, а также рассмотрены вопросы обмена информацией в отношении лиц и организованных преступных групп, занимающихся контрабандой наркотических средств, имеющих международные преступные связи.
Для усиления борьбы с транзитом наркотиков по транспортному коридору «Север-Юг» принято соглашение о создании Каспийской антинаркотической пятерки. Её высшим органом станет саммит руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Для организации регулярных мер по пресечению наркотранзита запланировано создание Каспийского морского антинаркотического центра и Каспийской оперативной группы по координации борьбы с транзитом наркотиков.
Такая работа коррелируется с принятой в июне этого года Президентом Российской Федерации стратегией государственной антинаркотической политики до 2020 года, генеральной целью которой определено существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Достижение этой цели осуществляется, в том числе, и на основе развития и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
– Как Вы оцениваете работу, которую проводят иностранные государства Прикаспийского региона по противодействию наркотрафику?
– В силу своей географической близости к мировому центру производства наркотиков эти государства испытывают наибольшее давление со стороны афганской наркоэкспансии.
Мы высоко ценим эффективную работу Исламской Республики Иран по противодействию контрабанде наркотических средств из Афганистана. Благодаря усилиям, предпринимаемым правоохранительными органами этой страны, огромные партии наркотических средств не доходят до потребителей в России и Западной Европе. На сайтах иранских информагенств, мониторинг которых ежедневно проводится Центром анализа южного наркотрафика, мы видим информацию об успешно проводимых операциях против наркоторговцев.
Не менее интенсивно ведётся борьба с незаконным оборотом наркотиков в Азербайджане, где ежегодно совершенствуется деятельность по перекрытию каналов контрабанды.
Тем не менее, достигнутые в последнее время успехи необходимо рассматривать в контексте долгосрочных проблем. Крупные партии опиатов и гашиша продолжают поступать на европейские рынки сбыта по международному транспортному коридору «Север-Юг».
– Юг России, по сути, является транзитным регионом на пути прохождения афганского наркотрафика. Как он влияет на наркоситуацию в округе?
– Начиная с 2006 года, южные субъекты России подверглись мощному давлению афганского гашиша. Сведения врачей-наркологов указали на тревожную тенденцию об увеличении к концу 2007 года числа наркозависимых от этого наркотика на 22%. Возросли объёмы его контрабанды по маршруту Афганистан – Иран – Азербайджан – Россия.
Аналитические исследования показали, что в 2008 году на территорию Российской Федерации через южные приграничные субъекты поступило 40% гашиша и около 3% героина. В 2009 году эти объёмы увеличились до 80% и 10% соответственно. В текущем году из общего количества изъятых в России наркотиков – уже 75% гашиша и 5% героина прошло по этому каналу. Подтверждением высокой интенсивности перемещения наркотических средств через Азербайджан служит информация, озвученная заместителем Генерального прокурора этой Республики, о транзите через страну около 35% наркотиков, производимых в Афганистане.
Наркотрафик оказывает значительное негативное влияние на состояние криминогенной обстановки на всём пути прохождения. Подтверждением этому является то, что половина заключённых в иранских тюрьмах отбывают наказание за преступления, связанные с наркотиками, на Юге России данный показатель составляет 30%.
– Кто в основном занимается организацией этих поставок?
– Большинство крупных контрабандных поставок гашиша и героина организованы наркогруппировками, в состав которых входили лица азербайджанской национальности, в основном граждане России.
Исторически сложившиеся отношения, родственные и этнические связи, существующий достаточно мягкий режим пересечения границ, ведение совместной внешнеэкономической деятельности граждан, проживающих в России, Азербайджане и Иране, позволил наркодельцам обратить эти условия в пользу своих преступных интересов.
Например, азербайджанская диаспора в Российской Федерации занимает устойчивое социальное и финансовое положение среди других национальных общин. Многие азербайджанцы имеют в собственности крупные объекты недвижимости, владеют рынками, транспортными предприятиями, осуществляют финансово-экономические операции с участием зарубежных партнёров. В свою очередь, наркоторговцы стали использовать эти обстоятельства в целях создания благоприятных условий для контрабанды наркотиков в Россию.
В настоящее время стали прослеживаться признаки укрепления связей представителей азербайджанских наркосообществ с преступными группировками, сформированными из числа цыган. Их мозаичное расселение среди других народов по всему миру, своеобразный образ жизни, общие языковые формы этого особого этноса позволяют занимать доминирующее положение в незаконном обороте наркотических средств в местах своего проживания.
– Насколько активно проявляют себя цыганские наркобароны в Южном федеральном округе?
– В Южном федеральном округе позиции цыганских организованных преступных группировок исключительно сильны. По данным всероссийской переписи населения, здесь проживает треть всех цыган России. Их родственные связи, как в европейских странах, так и в среднеазиатском регионе, дают возможность создавать наркотрафики с двух направлений и при перекрытии одних каналов компенсировать потери за счёт других. На сегодняшний день сформировался ряд преступных сообществ, костяком которых стали цыганские семьи, проживающие в России и Казахстане.
Столь тесная интеграция в сфере наркоторговли способствует развитию международного наркобизнеса, особенно в плане расширения ареола распространения наркотиков и увеличения их ассортимента. На Юге России это, в первую очередь, относится к афганскому гашишу, производство которого увеличивается, а доходность от сбыта немногим уступает наркотикам опийной группы. Ведение интенсивного информационного обмена интересующими сведениями в отношении международных этнических преступных группировок, в том числе цыганских, между правоохранительными органами Прикаспийских стран поможет более эффективно организовывать работу по противодействию организованной наркопреступности.
– Какие каналы и способы проникновения наркотиков в Россию через территорию ЮФО используют наркодельцы в своих целях и какая работа ведется по их перекрытию?
– Следует отметить, что наркосиндикаты в 2008, 2009 годах для перемещения значительных партий наркотиков наиболее активно использовали автомобильный транспорт. При этом основной поток проходил через российско-азербайджанскую границу в Дагестане.
Принятый правоохранительными органами Юга России ряд организационных и технических мер, в первую очередь, оснащение стационарным инспекционным досмотровым комплексом пропускного пункта «Яраг-Казмаляр», позволил обнаружить и изъять 800 кг гашиша и 200 кг героина, в легковых и грузовых автомобилях оборудованных тайниками. По приблизительным подсчётам, материальные потери, понесённые международной преступностью на этом участке транспортного коридора «Север-Юг», только в 2009 году составили почти 50 млн долларов США, что заставило наркогруппировки менять налаженные маршруты и изыскивать новые механизмы переброски наркотиков. Они стали использовать иные транспортные возможности – железнодорожные и морские пути сообщения.
Интенсивное использование морских судов подтверждают факты пресечения контрабанды крупных партий наркотиков. Только в июне текущего года органами наркоконтроля изъято около 500 кг гашиша, доставленного по Каспийскому морю из Ирана.
Активизировалась контрабанда пассажирскими железнодорожными составами. Резко возросло количество наркопоставок на поездах, следующих из Баку. Они выявляются как на Юге, так и в центральных субъектах Российской Федерации. Если в 2006-2007 году такие факты практически не регистрировались, то в 2008 пресечено 4 контрабандные поставки, в 2009 – 9, за восемь месяцев 2010 – уже 12. Общий вес изъятых наркотических средств составил около 200 кг.
Изучение сведений о незаконных перевозках наркотиков показали, что чаще всего их доставка осуществляется членами поездных бригад пассажирских поездов. С целью организации контрабанды наркодельцы вступают в сговор с проводниками, которые становятся непосредственными исполнителями преступления. Наркотики помещаются в технические и конструктивные полости вагонов.
Из открытых источников видно, что и в Республике Азербайджан возросло количество изъятий наркотиков на железнодорожном транспорте.
– В обществе бытует мнение, что существует неразрывная связь между наркобизнесом и терроризмом. Как вы считаете, так ли это?
– Безусловно, связь наркобизнеса с терроризмом очевидна. Конкретное подтверждение она получила в ходе проведения антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Начиная с 2005 года, практически во всех обнаруженных на Юге России тайниках с оружием и боеприпасами имелись наркотики, что свидетельствует о привлечении к диверсионно-террористической деятельности наркозависимых лиц. Результаты судебно-химического исследования тел уничтоженных боевиков, как правило, показывают наличие в их крови высокого содержания сильнодействующих веществ и героина, которые используются в качестве психостимуляторов при проведении террористических актов. Расследованием уголовных дел установлены многочисленные факты сбыта наркотиков членами незаконных вооруженных формирований или под их руководством.
В 2009 году на Северном Кавказе ликвидированы два крупных преступных сообщества, организовавших под руководством участников незаконных вооруженных формирований поставку афганских наркотиков.
– Вячеслав Алексеевич, на последнем заседании государственного антинаркотического комитета 24 сентября директор ФСКН выступил с предложением создать национальный антинаркотический бюджет, что, несомненно, приковало к себе внимание общественности. Что это за бюджет и из чего он будет формироваться?
– В июне Президент России утвердил стратегию государственной антинаркотической политики, реализация которой требует совместно скоординированной работы целого ряда структур. А это невозможно, если нет единого бюджета. Поэтому наркоконтроль сегодня предлагает идею национального антинаркотического бюджета, который будет в себе аккумулировать средства для обеспечения финансирования как полицейских мероприятий, так и лечение, реабилитацию и реинтеграцию наркобольных в общество. Средства такого бюджета могут остаться рассредоточенными по различным ведомствам, но важно, чтобы они были сведены воедино, и было понято, сколько государство тратит на решение этой проблемы. На сегодняшний день средства разделены по разным ведомствам без учета взаимосвязи и соотнесения деятельности. Только совместная работа за счет средств антинаркотического бюджета позволит достичь конкретного результата в борьбе с наркозависимостью. Например, средства американской антинаркотической программы соединены в единый бюджет. На будущий год в США на борьбу с наркоугрозой запланировано 15,5 млрд долларов. В России этот бюджет сегодня в 100 раз меньше.
Денис ПОНОМАРЕВ