Если говорить о тех функциях, что исполняет Торгово-промышленная палата в любом регионе, то для пущей образности описать их можно одним словом – мостик. На одном берегу – продавец, на другом – покупатель. С тех пор, как в стране исчезло понятие «дефицит», продавцы вынуждены сами гоняться за покупателями, переходя в их стан по тому самому мостику. Чтобы не утонуть во всех этих лицензированиях, сертифицированиях, таможенных платежах и прочей атрибутике государственного управления бизнесом, существует мостик в виде ТПП, стерегущей интересы предпринимательства. Как это удается делать на практике, 161.ru поинтересовался у президента ТПП Ростовской области Николая Ивановича Присяжнюка.
– Николай Иванович, не так давно ТПП свела за одним круглым столом Южное таможенное управление и представителей бизнеса, которые занимаются внешне-экономической деятельностью (ВЭД). Никак новые таможенные правила игры не дают покоя бизнесменам?
– Содействие развитию бизнеса в регионе – приоритетное направление в деятельности ТПП. Мы стараемся развивать внешне-экономическую деятельность, а без взаимодействия с таможней, сами понимаете, это невозможно. Во-первых, сами предприниматели зачастую слабо подготовлены и допускают массу ошибок при оформлении, а потом обижаются на власти и таможню. С другой стороны – не в меру жесткие правила оформления товаров, которые тоже имеет место быть. Зачастую, вместо того, чтобы подсказать, объяснить, таможенники просто «закручивают гайки». И те, кто решил заняться внешне-экономической деятельностью, один раз столкнувшись с этими проблемами, после первой сделки прекращают. Говорят, нам это невыгодно. Мы консультируем их, представляем интересы бизнесменов в Арбитражном суде. Но. Мы никогда не защищаем тех, кто нарушает законы РФ. Если виноват сам участник ВЭД, говорим, исправляйте, не можете сами – нанимайте специалиста. Если видим, что таможня слишком жестко себя ведет или занимается перестраховкой, мы консультируем и выступаем в суде на стороне бизнеса.
– И как успехи?
– В прошлом году мы провели анализ более 500 арбитражных дел, связанных с ростовской таможней, и получилось, что более 90% дел таможня проигрывает. Практически, дела надуманны. Удивительно, но зачастую это делают одни и те же сотрудники таможни! На встрече таможенной службы и бизнесменов, организованной ТПП, я спросил у руководителей: «Какие принимаются меры в отношении сотрудников, которые изо дня в день совершают одни и те же ошибки?» Ведь тратятся сумасшедшие деньги на устранение последствий этих ошибок. Замораживаются достаточно большие суммы у бизнесменов, а это деньги, как правило, кредитные, за них каждый месяц платить надо. Сами судебные издержки немаленькие. Получается, что вместо того, чтобы предприниматели работали, платили налоги и пополняли бюджет, они вынуждены простаивать из-за неурядиц с таможней. И терпят убытки. Наша задача – не спорить и не выяснять, кто прав, а кто виноват, а создать такое пространство для бизнеса, чтобы каждый человек захотел заниматься предпринимательством и ВЭД в том числе.
– Таможенный союз (ТС) России с Казахстаном и Беларусью – нужен был нам?
– Не «нужен», а «очень нужен»! Если в течение нескольких лет удастся согласовать все вопросы и сгладить все шероховатости во взаимодействии всех стран-участниц, это будет колоссально выгодно для государства.
– А ВТО? Мы туда уже не торопимся?
– Перспектива вступления РФ в ВТО, действительно, отодвинута во многом из-за создания ТС. Но если выбирать между ТС и ВТО, то ТС – прежде всего. ВТО, конечно, нам нужно. Безусловно, на первых порах будут некоторые потери, но нормативные документы ВТО предусматривают постепенное вхождение новых стран-участниц. По некоторым позициям, это вхождение может быть растянуто на несколько лет, чтобы бизнес смог адаптироваться. Но РФ должна стремиться в ВТО, иначе мы так и будем на задворках.
– В период кризиса, когда правительство решило отдать деньги стабилизационного фонда банкам, а не предприятиям, это вызвало шквал критики. Но потом все ждали хотя бы дешевых кредитов от банкиров, а их тоже не последовало.
– Что касается решения правительства, то другого выхода просто не было. Ругают власти за этот шаг только люди, которые ничего не понимают в экономике. Давайте на простом примере разберемся. Вот какое-то предприятие производит утюги, скажем. В стране начался кризис, утюги никто не покупает, ими уже весь склад завален. И что теперь? Давать деньги, чтобы они еще утюгов наделали? Их покупать некому! А вот если бы граждане нашей с вами горячо любимой Родины, проснувшись утром, вдруг побежали в банк за своими вкладами, а там денег нет – вот это было бы страшно. Банки берут деньги у населения под одни проценты – отдают предприятиям под другие – принцип простой. Малейшие сомнения в платежеспособности банков могли бы спровоцировать волну, которая бы на самом деле погубила бы отечественную финансовую систему. А так банкам дали денег, встревоженные люди пришли, раз спросил – вот возьмите, другой раз – да забирайте. Паники нет, система функционирует устойчиво – можно продолжать бороться с кризисом.
– Я сама была на одном «антикризисном» заседании крупного промышленного предприятия, где топ-менеджеры жаловались: не поддерживает их государство деньгами, конвейеры стоят, мы упускаем рынок. Вернемся – там уже будет место занято.
– Предприятия могут сколько угодно рассказывать, как они купили отличное оборудование, какие замечательные, скажем, начали трубы выпускать, лучше, чем у конкурентов. Но вот у них спрашивают: «А есть покупатели на ваши трубы?» – «Ну, пока нет, позже будут. Сейчас ведь кризис! А вот когда начнут строить газопровод Северный поток...» Да, когда банки начали выдавать деньги корпорациям, в том числе и на строительство Северного потока, тут же появился спрос на трубы, и промышленность оживилась.
– Но многие ожидали, что, получив в свое распоряжение государственные деньги, банки, например, ослабят требования к малому бизнесу и начнут его кредитовать уже на вполне человеческих условиях?
– Если в начале года банки взяли деньги у Центробанка под 13% годовых, они никак не могут в середине года выдать кредит под 8%. Это за границей, где банкам дают средства под полпроцента, под один процент, там банки реально могут поддерживать малый бизнес. К тому же у нас предприниматели сами виноваты в том, что их не поддерживают.
– ?!
– Подавляющее большинство не понимают, что, когда берешь деньги, не надо думать, как бы их не отдать. Деньги должны иметь реальный залог, а не полуразрушенный колхоз «Рога и копыта», например. «Мы коровник оценили в 250 млн рублей, дайте нам 100 млн кредитов» Коровник и правда по себестоимости выходит в эти самые 250 млн, только он никому не нужен. А потому, хорошо, если дадут за него 25 млн. Банки заинтересованы давать кредит, у них основной заработок – это кредитование. Но только тем, кто умеет реально оценивать свои возможности и работать.
– То есть Вы хотите сказать, что наши предприниматели берут деньги не для того, чтобы работать, а чтобы придумать, как их не отдавать?
– Я этого не говорил. Но сегодня банки констатируют колоссальные суммы невозврата кредитных денег. И – знаете? – просто убивает, когда, бывало, смотришь: уж совсем маленькое предприятие, а владелец приезжает на машине, стоимость которой превышает оборот его бизнеса. Что это за бизнес такой?
– Бытует мнение, что россияне – не очень расторопные предприниматели, потому что, если нет гарантии, что дело принесет сразу минимум 150% чистой прибыли, за него просто не берутся. Это правда? А за границей 20% прибыли – колоссальный успех.
– 20% прибыли на Западе – это суперуспех, я бы сказал. Это правда. Это наш менталитет, который сформировался в первые годы реформирования страны, когда главное было – достать товар, потом продать его по тройной цене... Период формирования первоначального капитала. Сейчас такого уже нет. Сейчас надо зарабатывать так, как это делает весь мир: предлагать идеи, конкурировать. В таком мире рентабельность 5% – это уже выгодный бизнес. Конечно, не надо забывать про инфляцию. Но даже немцы говорят: «Из тысячи – лишь один может быть предпринимателем». И это – о дисциплинированных немцах! У нас же стремятся заняться бизнесом все, кому не лень. И что мы видим сейчас? Возьмите ресторанный бизнес. Он просто сам себя съел. Ресторанов столько, что посетителей на всех просто не хватает. И кто виноват? Сами же рестораны и виноваты! Зачем делать накрутку в 300%? Бизнес-ланчи по 350 рублей у нас могут позволить себе далеко не все работающие в центре. Я о чем хочу сказать? Большинство проблем малого бизнеса никак не связаны с существующими законами и поведением банков.
– Новый губернатор области в своем программном заявлении предложил направить максимум усилий на создание бренда Ростовской области. А, может быть, он уже есть?
– Ростовская область входит в число ведущих субъектов РФ. У нас нет нефти и газа, зато мы производим сельхозпродукцию, перерабатываем ее, наши предприятия выпускают наукоемкую продукцию, реализуя старинный принцип «Металла – на копейку, работы – на рубль». Так что потенциал для создания бренда просто огромный. Я согласен с Василием Голубевым: нам не хватает рекламы субъекта на федеральном уровне.