В городе Белая Калитва Ростовской области в историко-краеведческом музее создали экспозицию социализма. Сотрудники музея и не представляли: эта экспозиция стала настолько популярной, что в город потянулись целые экскурсии из соседних деревень и городов.
Совсем недавно переехав в Белую Калитву, Виталия Пузанова начала знакомство с городом. Как водится, Виталия пошла в местный музей.
«Я поначалу думала, что на все про все у меня уйдет около часа времени. Так бы и вышло, если б я не увидела экспозицию 50-70-х годов, – рассказывает Виталия Пузанова. – Я так и замерла, когда на глаза мне попалась до боли знакомая вышивка. Как будто попала в дом к своей бабушке. И модные в то время фигурки слонов, балерин... Но что меня поразило больше, так это фильдеперсовые чулки! Именно в музее мне объяснили правильное значение этого слова». Правильное значение этого слова объяснила сама «хозяйка» музея Людмила Сафонова.
«Да, во времена социализма такие вот чулки считались очень модными, их берегли, поскольку чулочки были товаром, увы, дефицитным, – поясняет директор Белокалитвенского историко-краеведческого музея Людмила Сафонова. – Сделаны они из фильдеперса, это такая шелковистая и особо обработанная пряжа, которую употребляли на лучшие трикотажные изделия. Слово это сохранилось, но уже с несколько другим значением, хотя именно от таких, качественных, чулок и пошли «фильдеперсовые» или «крутые» машины и прочие предметы». Говоря об экспозиции а-ля социализм, Людмила Сафонова вспоминает, что, когда задумали ее открыть, просто дали в газету объявление:
мол, нужны вещи времен 50-70-х годов.
«И люди откликнулись. Очень много принесли крепдешиновых, кремпленовых платьев, кофточек из креп-жоржета. У нас есть большой шкаф тоже тех времен – в нем мы и развесили эти платья, кофточки, брюки-клеш. Ведь тогда было разнообразие синтетических материалов, возникшее в 70-х годах прошлого века благодаря взлету химической промышленности. Создавались новые волокна, ткани. Такое буйство цвета, – вспоминает годы своей молодости Людмила Сафонова. – Есть и болоньевые плащи. А один дедушка, в прошлом большой начальник, отдал в дар пальто с каракулевым воротником. Такая одежка сразу говорила, что ее хозяин – солидный человек. По меньшей мере, член райкома КПСС». Одна бабушка принесла в музей стеклянную бутылку из-под молока. В 70-е были такие бутылки с крышечками из фольги разного цвета: под изумрудной крышкой был кефир, золотистой – ряженка, серебряной – молоко.
Пожилых людей здесь охватывает ностальгия, а молодежь смотрит на экспонаты, как на диковинки. Чего стоят только атрибуты социалистической идеологии: вымпелы «Лучшему животноводу», «Лучшему трактористу», «Лучшей комплексной бригаде». И около 800 различных значков. Особое место в экспозиции заняла авоська – абсолютно советский атрибут.
«Это как символ вечной охоты за дефицитом. В авоську, сделанную по подобию рыболовной сети, можно было запихнуть все, что угодно. Такая авоська всегда была под рукой: даже в дамской сумочке она занимала немного места. Правда, если нагрузить ее доверху, ручки авоськи сильно передавливали руки», – снова вспоминает молодость Людмила Николаевна.
Поглядеть на вещи ушедшей эпохи в Белую Калитву теперь едут целые экскурсии из соседних деревень и городов. А кое-кто с собой в дар музею привозит личные вещи эпохи социализма.
Еще одна гордость музея – диван, каких сегодня не увидишь, пожалуй, уже нигде. Его также нашли по объявлению в газете, где сотрудницы музея просто написали: «Разыскивается диван». Буквально на следующий день в музей позвонили две женщины. Сестры продавали старый родительский дом и отдали музею диван с подушечками, салфетками и слониками на диванной спинке. Сестры тогда сказали: «На этом диване все, как было при жизни мамы». Диван отлично сохранился, поскольку в то время на нем не спали. Такие диваны служили признаком достатка – туда усаживали дорогих гостей. А из техники в музее есть даже первый телевизор с линзой. Называется КВН. Его также принес в дар местный житель.
«Вот техникой очень интересуются подростки. Один такой парень полчаса смотрел на бобинный магнитофон и не мог сообразить, что же это такое, – смеется Людмила Сафонова. – Он подумал, что это какой-то измерительный прибор».
Ну и какой же социализм без многочисленных портретов и бюстов Ильича? Здесь уже стоят шесть бюстов больших, с десяток настольных и портреты Ильича всех размеров. Один из таких портретов под два метра высотой
и полтора метра шириной. Портрет привезли из хутора Мечетный. Оказывается, в 70-е годы в местном ДК он служил задником сцены.
На лицо глянешь — ну чистый Бандера, а это оказывается Ленин. Тогда бы за такое сравнение человека точно посадили в тюрьму. «Ленин читает газету “Правда”», «Ленин подписывает Указ» – растиражированные картины производства художественного комбината, который был в каждом большом городе. Потому и Ленин не у всех местных портретистов получался похожим на оригинал.
«Я даже не считала, сколько тысяч экспонатов в этой экспозиции. Люди продолжают нести гипсовых, мраморных, фаянсовых балерин, которыми украшались полки сервантов. Слоны, значки, аппаратуру тех времен, – заканчивает рассказ о зале социализма директор музея. – Мы с благодарностью принимаем все, что отображает ту эпоху».
Окунувшись в 70-е годы, под кажущимся спокойствием слоников и балерин можно рассмотреть нешуточные страсти, причем во всех сферах жизни: комсомольские стройки, тотальная битломания, «холодная» война и железный занавес, тонны угля на-гора, пятилетки за три года и... калоши, надетые на валенки – шик 70-х.
Фото: Фото автора