Город Моногород мечты

Моногород мечты

Мэр Гуково выступил с инициативой объявить четыре поселения Донбасса моногородами. Кризис, который охватил угольную промышленность, сильно ударил по шахтерским территориям, которые за все время действия федеральных программ по оздоровлению так и не вышли из депрессии. Президент РФ в своем послании Федеральному собранию дал понять жителям моногородов: государство о них помнит и поможет. Их в России насчитывается свыше четырехсот, но после такого обнадеживающего заявления, вполне возможно, станет больше.

Проблема шахтерских территорий в очередной раз всплыла на заседании Законодательного собрания Ростовской области еще до выступления Медведева. На 18 сессии ЗСРО в ходе обсуждения доклада, сделанного заместителем губернатора Сергеем Назаровым, ее затронул председатель комитета ЗСРО по социально политике Владимир Катальников. «В этом году прекращается действие областного закона «О приоритетном развитии шахтерских территорий», – напомнил он депутатам и задал вопрос: – Будет ли в связи с этим пролонгирован действующий закон или будут предложены иные инструменты приоритетного развития шахтерских территорий?» Заместитель губернатора оказался настроен оптимистично. «Критерии, заложенные в действующий областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий», себя исчерпали, – признался Сергей Назаров. – В сегодняшней ситуации необходимо дополнить областной закон об инвестиционной деятельности мерами, учитывающими специфику шахтерских территорий. Региональная программа занятости населения на 2010 год позволит решать проблемы и на шахтерских территориях. То есть мы не ухудшим ситуации, которая есть, наоборот, она должна улучшиться».

Однако руководители шахтерских городов, видимо, осознали, что областных средств на решение наболевших проблем будет недостаточно. Отсюда и появилось заявление Виктора Шубина с просьбой к областным властям – признать Гуково, Зверево, Донецк и Новошахтинск моногородами. Как пояснили 161.ru в мэрии г. Гуково, соответствующее письмо было направлено областным властям, а оттуда – на федеральный уровень. Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что любая инициатива наказуема, на федеральном уровне предложение было принято благожелательно. Из федерального Минэнергетики в адрес заместителя министра регионального развития РФ Юрия Осинцева было направлено письмо соответствующего содержания. В нем, в частности, говорится: «Города Гуково, Донецк, Зверево и Новошахтинск изначально создавались как опорные центры освоения Донецкого угольного бассейна. По сути, угольные предприятия, расположенные в этих городах, являются градообразующими и многопрофильными». Такое признание может стоить очень дорого после заявления Дмитрия Медведева в его ежегодном послании к Федеральному собранию. «Особое и очень важное направление – нормализация ситуации в моногородах. Их в России несколько сотен. Живут в них более 16 миллионов человек, и производятся значительные объемы товаров и услуг. В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах», – отметил президент РФ.

И хотя имел он в виду, прежде всего, города металлургической отрасли и автомобилестроительной, никто не станет сегодня отрицать: кризис в угольной промышленности наступил не менее жесткий, если он вообще там когда-нибудь прекращался с момента распада СССР. «В 2009 году объемы закупок угля потребителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках были значительно ниже, чем в 2008 году. Отсутствие спроса на уголь привело к катастрофической ситуации – отмечен рост задолженности угольных компаний, отсутствуют средства на обеспечение промышленной безопасности, – отмечается в письме Министерства энергетики РФ в адрес Юрия Осинцева, и тут же предлагается. – С целью снижения социальной напряженности в шахтерских городах Ростовской области Министерство энергетики РФ считает возможным учесть следующее:

содействие местным бюджетам в организации новых рабочих мест и частичное перепрофилирование угольного производства;

вовлечение высвобожденных работников в промышленное освоение и строительство новых предприятий Донецкого угольного бассейна, обеспечение им благоприятных условий по приобретению новых профессий;

создание электронных банков вакансий работников горнорудных профессий».

Если все это будет подкреплено стабильными федеральными денежными вливаниями, то – теоретически – у Донбасса есть надежда выйти из депрессии. «Теоретически» – потому что наличие высокого уровня коррупции и разворовывания бюджетных средств чиновниками у нас даже Президент не отрицает. Но не об этом речь. Ситуация в шахтерских городах действительно складывается катастрофическая. Недавний пример – банкротство шахты им. Чиха. Одна из крупнейших шахт региона дожидается полного закрытия. Владелец – компания «Русинкор» уже не первый месяц пытается продать ее, но последний из кандидатов в покупатели недавно отказался от сомнительного приобретения, и сейчас около 700 горняков ждут окончательного расчета. Работодатели задолжали им более 72 млн рублей. 200 человек поддерживают жизнедеятельность шахты, пятьсот – находятся в вынужденных отпусках и получают 6 000 рублей в месяц за простой. «Люди готовы идти работать куда угодно, хоть на самые унизительные работы, – рассказал корреспонденту 161.ru председатель первичной профсоюзной организации шахты им. Чиха Геннадий Копаев. – Мужчины, кто помоложе, уезжают в Москву, Подмосковье. Работы в городе нет никакой. Раньше, когда шахты работали, они давали работу различным сопутствующим предприятиям. Ремонтным и прочим. Сейчас все стоят. Работает только городской рынок». Над советами «доброжелателей», которые говорят шахтерам ехать в другие города и искать там себе работу, он горько смеется. «Основная масса горняков – это люди в возрасте от 40 до 50 лет, молодежь уже давно на шахты не идет. Какое объявление о работе ни возьми, всюду требуются сотрудники до 40 лет. Просто издевательство какое-то! Хоть ты проси власти запретить такие объявления печатать, чтобы людей не травмировать лишний раз. И так нас опустили – ниже некуда. Раньше идет наш человек по улице – все с уважением смотрят: шахтер! А сейчас – кто идет? – шахтеришка...» – сокрушается Геннадий Копаев.

Он согласен, что помощь от государства нужна и как можно скорее: социальная напряженность в регионе растет. В лучшие времена шахта обеспечивала работой почти 1500 человек. Сегодня надежд не осталось: все понимают, что шахту не сегодня завтра закроют, люди уйдут на улицу.

С проблемой моногородов Россия столкнулась не первая – в мире уже есть определенный опыт. Как пояснил корреспондентам «РИА Новости» директор Проекта по устойчивому развитию Глобального договора ООН в России Александр Бим, существует четыре варианта развития событий: диверсификация крупных производств для выпуска более востребованной продукции; открытие в этих городах совершенно нового вида бизнеса; если география позволяет – превращение моногородов в города-спутники при мегаполисах и переселение людей в другие регионы. Но пока московские чиновники отрицают наличие планов по переселению целых городов. Говорят, «слишком затратно».

Остальные варианты тоже дешевыми не назовешь. Всюду нужны инвестиции, а они сейчас в большой цене. «Не знаю, как власти собираются эти планы воплощать, – сомневается представитель ростовского обкома КПРФ Сергей Дреев. – Когда в стране рекой лились нефтедоллары, мы в Ростовской области построили завод по производству чипсов и все жутко этим гордились. А китайцы в это время построили 50 автомобильных заводов. Интересно, сколько заводов в депрессивных районах мы построим сейчас, когда всюду – кризис?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем