Город Экспертно-криминальные наклонности

Экспертно-криминальные наклонности

Корреспондент портала 161.ru на один день согласилась стать... милиционером. Но ходить с участковым по «нехорошим» квартирам, патрулировать улицы и дороги она не стала. А вместо этого примерила модную нынче в рядах МВД профессию – эксперта-криминалиста...

Корреспондент портала 161.ru на один день согласилась стать... милиционером. Но ходить с участковым по «нехорошим» квартирам, патрулировать улицы и дороги она не стала. А вместо этого примерила модную нынче в рядах МВД профессию – эксперта-криминалиста.

В таком деле без «няньки» – никуда. К желающим на собственной шкуре испытать все прелести милицейской жизни приставляют опытного специалиста, который опекает любопытное создание, оберегает и отвечает за каждый его шаг. Мой «нянь», 29-летний опытный эксперт-криминалист Вячеслав Горлов, казалось, был готов ко всему. Кроме того, что я захочу ехать на самое настоящее убийство.

«Мне надо посоветоваться с шефом, – почти как в «Бриллиантовой руке» пробормотал Вячеслав Горлов. – Я вам еще перезвоню». И не обманул. В назначенный день его голос в телефонной трубке звучал уверенно и почти торжественно: «Завтра выезжаем в Первомайский ОВД. Преступления в этом районе совершаются часто, может, «повезет» и с убийством». Решили ехать в субботу, потому что, как говорит их шеф, начальник областного ГУВД генерал Белозеров, «преступники работают без выходных».

За чашкой утреннего кофе в кабинете группы оперативного реагирования ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) трудно было не обратить внимания на идеальный порядок на столах сотрудников. «Подготовились к гостям», – решила я, еще не проникнувшись главной идеей работы эксперта-криминалиста: аккуратность и любовь к порядку – едва ли не главный критерий профпригодности специалиста.

...Весь пронизанный теплым золотом октября нас ждал Ростов-папа... А на пороге Первомайского ОВД – следственно-оперативная группа при полном параде. Нас тут же окрестили группой «Слава-Лена» и уже хотели под рассказы о недремлющих преступниках поить очередной порцией кофе, как поступила «вводная»: ограблено легковое авто на Шолохова, группа – на вызов.

Поговорить по душам с работающим экспертом можно в одном случае – по дороге на место происшествия. «Эксперт – он самый главный на осмотре...», – многозначительно начал Вячеслав, но спрятать улыбку мне было трудно. Я вспомнила, как на заре своей журналистской карьеры такой же молодой опер наставлял меня: «Опер – он самый главный на осмотре». «Лично меня как эксперта интересуют квартирные кражи, – продолжил Слава. – Начинаешь мысленно восстанавливать каждый шаг вора, каждое его движение: вот здесь он брался за ручку двери, потом доставал отмычку, потом тихонечко, оглядываясь по сторонам, взламывал замок... Преступный мир не стоит на месте. Если раньше домушники носили с собой перчатки и, остановив человека с перчатками в кармане, несложно было догадаться, что он вор (нормальный же человек не будет летом перчатки таскать с собой), то сегодня некоторые носят с собой... носки. Но и мы не стоим на месте! Я вам еще покажу нашу технику».

Таких районов, куда мы приехали, в Ростове – десятки: тихие криминальные «оазисы». Пока хозяин ограбленной машины нервно нарезал круги вокруг места преступления, эксперт-криминалист Первомайского ОВД Алексей Грачев открыл «волшебный чемоданчик», достал краску, кисти и стал «художественно» снимать отпечатки пальцев на том месте, где еще вчера вечером в машине была магнитола. «Теперь я эти «пальчики» зафиксирую на скотч, сделаю дактилоскопию хозяина машины, чтобы отсеять его отпечатки, – комментирует и одновременно покрывает черным порошком руку недавно ограбленного мужчины эксперт Грачев. – Так, что у нас остается? Остаются отпечатки довольно маленьких пальцев. Возможно, подростковые...» Потерпевший тут же вспоминает, что это уже четвертое ограбление машин в их дворике, и что «точно малолетки сработали». «Они срезали магнитолу, понимаете, а ее одним нажатием на кнопку можно спокойно снять», – поясняет мужчина.

Каждый занят своим делом: эксперт – исследует, оперативник – расспрашивает, следователь – милая девушка по имени Саша – почерком прилежной ученицы все аккуратно фиксирует в протоколе. Я – бездельничаю. Видя праздную пару рук, эксперты не выдерживают. Дали кисть, объяснили про легкое движение рук, показали квадрат на крыше машины, где «может что-то быть». Конечно, с непривычки и рука оказалась тяжелой, и пальчики не сразу нашлись, но... на свете есть масса дел, когда процесс куда интереснее результата. Фиксировать найденные отпечатки не было смысла – точно такие же уже лежали в серебристом чемоданчике эксперта Алексея. А нас уже ждали в другом месте, где практически геройский поступок совершила продавщица небольшого павильона – задержала вора.

Изрядно выпивший молодой человек, зарулив в Днепровский переулок, среди бела дня схватил деньги из кассы – и бросился бежать. Продавщица Света, ахнув, ринулась за ним, при этом успела даже закрыть магазин. Мимо как раз ехала патрульная машина вневедомственной охраны. Взяли Свету на борт и повязали налетчика. Когда приехала «усиленная» прессой следственно-оперативная группа, парень уже стоял в наручниках. А увидев, что его еще и фотографируют (и корреспондент, и эксперт), стал кричать что-то о волках позорных и о том, что он ни в чем не виноват. Милиционер достал из его кармана легко добытые 800 рублей и вернул их несказанно обрадовавшейся продавщице. Эксперт продолжал все фотографировать.

«В этом случае мой чемоданчик не понадобился, но я должен сфотографировать «адрес». Это тоже входит в мои обязанности», – пояснил Алексей Грачев.

Когда с практической частью было покончено, мы поехали знакомиться с самым главным экспертом – начальником ЭКЦ. В отличие от «районников», в парадной форме здесь никто уже журналистов не встречал. Нормальная рабочая суббота, когда можно на службу прийти в гражданском платье (свитере и джинсах). Возглавляющий ЭКЦ Вадим Каледин, поглядывая на часы, сообщил, что у него есть 10-15 минут на общение. Четко записал все вопросы и так же четко на них ответил. Баллистическая экспертиза, лингвистическая экспертиза, физико-химическая лаборатория, пищевые исследования (42 вида экспертиз). Исследуются даже запаховые следы! Мы, говорит Вадим Каледин, универсальная служба, а эксперт – это маленький универсальный солдат.

«Более того, Ростовская область – единственный регион в России, где на базе ЭКЦ работает группа оперативного реагирования. Создали ее в январе этого года. И уже группа помогла раскрыть 143 преступления. Отмечу: мы не раскрываем преступления – мы помогаем их раскрывать быстро и оперативно. Единственная загвоздка – не хватает толковых специалистов. Но мы не стонем и не плачем – специалистов найдем. А наше оборудование вам покажет Вячеслав», – уложился в 10-15 минут Вадим Каледин.

Снова оказавшись в чистеньком кабинете экспертов из группы оперативного реагирования, я все-таки согласилась оставить на память об этом незабываемом дне... отпечатки своих пальцев. Не запачкав меня порошком, чудо-сканер, нежно урча, унес в свои недра уникальный рисунок подушечек, и только потом добрый товарищ Вячеслав, смущаясь, пояснил мне, что они теперь внесены в базу и останутся там навсегда. «Автоматически», – улыбнулся эксперт. И теперь я на улицу без носков в кармане – ни шагу.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Объявления