Жители Константиновского района не пустили на свои хутора комиссии по борьбе с африканской чумой свиней (АЧС). Люди образовали на въездах в населенные пункты живую цепь, дороги были перегорожены двойным рядом автомашин. Как выяснили в редакции 161.ru, в хутор Калинов членов комиссии не пропустили 19 октября, в Верхнеподпольный – 18 октября. В Хрящевском живая цепь из людей, подкрепленная двумя рядами машин, выстроилась 15 октября, в хуторе Крюков – 14 октября.
Активное противодействие работе комиссий оказали также жители станицы Новоцимлянской Цимлянского района.
Заместитель губернатора Ростовской области Сергей Назаров назвал это «протестными действиями населения» и даже назвал их причину – крестьяне боятся, что власти их обманут. Власти оправдываться не спешат, а предлагают подключить к решению проблемы прокуратуру и МВД.
Сергей Назаров не стал скрывать, что ситуация гораздо серьезнее, чем это представлялось еще недавно. «Следующим шагом может быть введение карантина на территории области, – заявил замгубернатора сегодня на селекторном совещании в администрации Ростовской области, посвященном проблемам борьбы с АЧС. – Протестные действия населения в ряде населенных пунктов Константиновского и Цимлянского районов – следствие плохой работы на местах. Кроме того, необходимо наладить совместную работу с милицией, прокуратурой! Ведь суммы компенсационных выплат определены, постановление подписано!»
Министр сельского хозяйства области Игорь Кузнецов напомнил, что вспышка АЧС была зафиксирована вчера уже на территории Ленинградской области.
«Речь идет не только о безопасности Ростовской области, речь идет о безопасности России!» – заявил Игорь Кузнецов и призвал силовые структуры применять в отношении протестующих статью 249 УК РФ («Нарушение ветеринарных правил»), предусматривающую лишение свободы сроком до трех лет.
Руководитель областного ТУ Россельхознадзор Станислав Лысенко сообщил, что на территории «непокорных» хуторов сформировалась группа людей, которые эти самые протестные настроения поддерживают.
«Они просто провоцируют хуторян на противодействие комиссиям. Многие уже и не возражают пустить районные комиссии к себе во двор, а эти люди их останавливают и соседей подзуживают!» – утверждает Станислав Лысенко.
Глава администрации Константиновского района Владимир Сафроненко признал, что справиться с ситуацией он не в состоянии.
«Люди, которые выстраивались в живую цепь, нас не понимают. Говорят: «Вы – наши враги, мы вам не верим, у нас нет эпидемии». Необходимо власть применять, мы просим помощи», – развел руками Владимир Сафроненко.
Он пояснил: причины протеста – низкие компенсационные выплаты за молодняк. Власти утвердили прейскурант: 60 рублей за килограмм живого веса. Свинья свинье – рознь, утверждают крестьяне и требуют по-другому оценивать молодняк. Владелец небольшого свиноводческого хозяйства в Константиновском районе, с которым удалось связаться редакции 161.ru, согласился пояснить специфику проблемы, но на условиях анонимности.
«Во-первых, я не верю в то, что мне эту компенсацию выплатят, – говорит фермер. – Во-вторых, если даже выплатят, то очень нескоро, и что мне – лапу сосать? В-третьих, эта компенсация не даст мне денег на то, чтобы жить весь год. Вот у меня полтора десятка поросят. На базаре поросенка покупаешь не по весу, а поштучно, по две-три тысячи рублей, почему мне этого же забитого поросенка компенсируют по 400 рублей за одного, посчитайте, сколько я потеряю. И как я буду жить на эту компенсацию целый год? А я еще корма закупил, кредит под это дело взял, небольшой, но отдавать-то надо. А чем? У меня есть знакомый, который взял кредит в 300 тысяч, что ему теперь – по миру идти?!»
Чтобы не пойти по миру, крестьяне решили протестовать. В ходе селекторного совещания, областным чиновникам становится понятно, почему люди это делают. Но непонятно, почему о недовольстве крестьян становится известно только сейчас, когда встает вопрос о применении силы. «Почему вы до сих пор молчали?» – вопрос замгубернатора повисает в воздухе.
Руководитель областной ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Александр Родин понимает страхи селян. Он утверждает, что для многих сельских семей разведение свиней – единственный источник дохода.
«Вы думаете, люди вышли потому, что они за своих свиней боятся?! Не только. Для многих крестьян потеря свиноводческого хозяйства – это потеря перспективы в жизни, даже если они получат компенсацию. Ну вот компенсацию получили, а дальше как жить, с чего? Вот этого люди и боятся», – объясняет крестьянский лидер. Он убежден, что областные власти должны не только компенсировать потери, но и предложить селянам некоторую перспективу.
«Не надо размахивать дубиной, необходимо предложить людям достойную альтернативу. Вместо свиней – научить их разводить кроликов, птицу, создать областную программу, наконец. Вот увидите, это окупится», – уверен Александр Родин
Тем временем ситуация в области ухудшается. Сегодня стало известно о новой вспышке чумы – в хуторе Власов Морозовского района. И это при том, что никаких сверхъестественных мер для борьбы с заражением не требуется.
«Всего-навсего устроить дезинфекционные барьеры для машин, положить дезинфекционные коврики для людей, оградить загоны для животных, причем необязательно делать бетонные заборы, достаточно сетки или деревянных жердей!» – сообщили нам в областном минсельхозпроде. Но при всем при этом 85% крупных свиноводческих хозяйств области до сих пор не перешли на закрытую форму содержания животных, которая почти наверняка гарантирует защиту от инфекции!
Отдельная проблема – попадание инфицированного мяса на рынки. Только за последнюю неделю задержано более 80 машин, на которых перевозилось мясо из карантинных районов. А сколько не задержано, остается только догадываться. Запрет на торговлю свининой в зонах карантина, введение карантинных постов, проверка на дорогах багажников машин и рейсовых автобусов, даже перепахивание проселочных дорог не помогает – селянин всегда найдет возможность перевезти мясо в обход всех кордонов. В таких условиях опасность распространения инфекции становится более чем реальной.
Поэтому заместитель губернатора Сергей Назаров потребовал решить проблему отчуждения свиней в угрожаемых зонах в два дня, при этом по возможности избегая силовых методов. «Не боевые же действия нам открывать», – резонно заметил замгубернатора.