Благодаря им мир узнал, на кого охотились высокопоставленные чиновники на Алтае, а в отношении сбившего беременную москвичку милиционера завели уголовное дело. Целый ряд скандальных историй, зачастую с участием первых лиц в региональной политике, появились на свет из блогосферы. Влияние виртуальной сети на реальность пытаются оценить свыше 100 зарубежных экспертов и журналистов в ходе Пятой международной журналистской конференции «Россия 3.0. От блогократии к демократии?». Форум проходит в Ростове-на-Дону.
«Двойное мышление» (Double Thinking) – так исследователи назвали явление, когда в своих блогах авторы занимают неприкрытую субъективную позицию, в то время как на работе вынуждены помалкивать. Все больше людей используют Интернет как площадку для получения независимой информации и составления своего мнения. Получается, все более разрастающаяся блогосфера исполняет ту роль, которая, собственно, отводится классическим СМИ? Или разделение «классических» и «новейших» медиа подчиняется давно устаревшей логике? Все эти вопросы были подняты в ходе круглого стола на международной журналистской конференции. Ведущий дискуссию профессор Института журналистики Дортмундского университета Хорст Пётткер приводит такой пример:
«В Германии встречались блогеры, они долго обсуждали свои проблемы, была очень активная дискуссия, которая должна была завершиться принятием общей концепции. И, в конце концов, часть участников дискуссии обратилась к остальным: нам нужно поторопиться с принятием документа, потому что в противном случае мы не попадем в пятичасовой выпуск новостей. Какой вывод мы можем сделать? Даже блогерам интересно засветиться в традиционных СМИ. Даже в блогосфере есть сложившееся мнение, что классические СМИ все еще являются определяющими для общественного мнения».
Учредитель и генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин говорит, что в отдельных случаях Интернет все же влияет на общественное мнение.
«Один из таких примеров – это наш проект «Алтайгейт». Все прекрасно помнят эту историю, когда разбился вертолет, среди погибших были довольно высокопоставленные чиновники. Изначально мы освещали это как человеческую трагедию, но потом в редакцию пришли спасатели и сказали: мы не можем больше этого терпеть, слушать все это. Вот вам фотографии с места падения, делайте с ними все, что хотите. Мы написали статью и выложили ее в сеть. Читатели «опознали» в животных, которых убили охотники, архаров, занесенных в Красную Книгу. После к процессу подключились экологи, WWF, и тема приобрела иное звучание: речь пошла именно об охоте, – вспоминая скандал, Юрий Пургин все же добавляет. – Влияние блогосферы на общественное мнение практически ничтожно. К моему сожалению, пока люди, которые пишут в блогах, и темы, которые они поднимают, общественность воспринимает безразлично в общей своей массе. Однако я оптимист и надеюсь, что ситуация изменится».
В мире, по словам главного редактора интернет-издания БФМ.ру, в прошлом одного из ведущих сотрудников холдинга «СУП» (сервис ЖЖ) Антона Носика, около 90 миллионов зарегистрированных аккаунтов, использующих русский язык. Но регистрация пользователя не означает, что он действительно ведет блог. Примерно 10% от общего числа, около одного миллиона – это люди, которые ведут блоги, участвуют в дискуссиях. Но это – по всему миру. В России – около 50% читателей и писателей.
Аудитория российских блогеров в России – около 10 миллионов. А толку?
«Это довольно большое число, если смотреть с точки зрения всех медиа. Большая аудитория есть только у телевидения. Но аудитория Интернета не консолидирована. Она влияет лишь на одного читателя, а не на массы. На конкретную ситуацию блогосфера может повлиять – мы видели примеры в области коррупции, преступности. Маленькую историю можно усиливать до бесконечности. Но изменить политический строй блогосфера не в силах. Вспомним строительство небоскреба в Санкт-Петербурге – изменить эту ситуацию активность блогеров не смогла», – отмечает известнейший российский блогер.
Ситуация с развитием Интернета в ЮФО – одна из самых неблагополучных (ЮФО находится на последних местах по развитию Интернета). Наверно, шутя, предполагают собравшиеся, влияет хорошая погода, опять же – море близко.
«По числу блогов и доменов нам очень далеко до Москвы. О проникновении Интернета в провинцию вообще говорить рано. Если в городе блогер еще может повлиять на ситуацию, обратить на нее внимание всей Сети, то в маленьких городах это невозможно. Так что пока говорить о влиянии блогосферы на общество и государство еще очень рано, хотя мы к этому и идем. Но при этом я хочу сказать: мы являемся владельцами крупнейшей в регионе типографии. И когда я захожу внутрь, я понимаю: жизнь есть только здесь, и в Интернете ее нет. Но когда я переступаю порог комнаты своей 16-летней дочери, общаюсь с ее друзьями – осознаю, что жизнь есть только в Интернете», – делится мнением генеральный директор ИД «Крестьянин» (Ростов-на-Дону) Ирина Самохина.
«Есть государство, и есть блогосфера, и между ними есть традиционные СМИ – это точка зрения западных СМИ на российскую ситуацию. С зарубежной точки зрения, блогосфера в России заменяет общественность, и таким образом появляется шанс, что в России возникнет свободная пресса», – резюмирует профессор Института журналистики Дортмундского университета Хорст Пётткер.
Так ли это на самом деле, зарубежные журналисты оценили, посетив редакцию портала 161.ru. Именно в редакции 161.ru разговор о российской блогосфере переходит в русло как региональной блогосферы, так и свободы слова региональной журналистики. Немецкие журналисты, увидев сайт собственными глазами и услышав рассказ об объеме информации на портале, не перестают удивляться и засыпать коллектив редакции 161.ru вопросами.
«Новость дня как выбираете и кто пишет? Какой объем? А сколько новостей в ленте и сколько вы платите своим информаторам? А почему у вас так много грамот от силовиков?» – адресует редакции вопросы Ульрих Хайден. Услышав ответы, Ульрих удивлен еще больше. Тем временем у руководителя портала Людмилы Грохотовой спрашивают (не без помощи переводчика), за счет чего выживает сайт, как идет продвижение бренда, и имеются ли договоры на информационное обслуживание властей.
«Даже если таковые договоры имеются, – парирует Людмила Грохотова, – на работе журналистов это никак не сказывается. Никакого давления со стороны властей мы не испытываем. Наоборот, прочитав наш «горячий» материал, власти реагируют моментально, но отнюдь не в сторону репрессивных мер к нашим журналистам». «Прошлись» иностанные журналисты и по «Живому Ростову» (форуму 161.ru). На живом примере иностранцы убедились, что все касающееся Интернета и блогосферы не так уж и плохо.