Среди пассажиров упавшего самолета в Перми был генерал-полковник Геннадий Трошев – бывший командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе во время второй Чеченской кампании и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа (2000–2003 годы). По трагическому стечению обстоятельств профессиональный танкист, каковым являлся генерал Трошев, погиб в День танкиста.
Окопный генерал – именно так называли боевого офицера Геннадия Трошева сослуживцы, подчиненные и даже те, кто не был лично знаком с генералом. Его одиозная личность не оставляла равнодушными ни чиновников Минобороны, ни власть тогда имущих. Он не боялся стать костью в горле даже у тех, от кого собственно зависел его подъем (или спуск) по карьерной лестнице. Любимец центральной, а особенно – ростовской прессы. Потому что смело и открыто высказывал свою точку зрения, зачастую отличную от других, на то или иное событие. А за событиями в те годы следили пристально. Первая, а затем и вторая чеченские кампании. Именно Трошев, вспоминают сегодня журналисты, первым из генералитета понял, что победа войсковая над сепаратистами будет неполной без победы информационной.
«Просто невозможно переоценить его роль в понимании и проведении информационной войны, о которой тогда мы толком ничего не знали. Трошев прекрасно понял в тот момент, как важно наладить контакт со СМИ. Он смело высказывал свое мнение и – главное – открыто общался с корреспондентами всех без исключения изданий, телекомпаний. Вспомните вторую чеченскую кампанию... У нас не было недостатка в информации. Общество услышало тогда всю правду о войне. Геннадий Николаевич не боялся говорить и об ошибках. Помните, когда нашими же войсками в Чечне в марте 2000 года была обстреляна и полегла целая рота псковских десантников – 84 человека? Тогда все военные чиновники спрятались в кусты, а перед видеокамерами встал Трошев и рассказал всю правду, какой бы горькой и сокрушительной для армии она ни была», – вспоминает уже вехи новейшей истории главный редактор газеты СКВО «Военный вестник Юга России» Сергей Тютюнник.
Однако не все посчитали после гибели генерала вспоминать и говорить о нем только хорошее, как издревле признано на Руси – о мертвых либо хорошо, либо ничего. Так, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» член правления общества «Мемориал» правозащитник Сергей Ковалев заявил, что гибель Трошева «не есть повод, чтобы говорить о нем».
Деятельность Геннадия Трошева во время войны в Чечне не заслуживает одобрения, считает этот правозащитник.
«В настоящее время Россия применяет «политику двойных стандартов», с одной стороны, осуждая агрессию Грузии в отношении Южной Осетии и применение там оружия массового поражения, и с другой – оправдывая войну в Чечне. Мы в Чечне все это делали, и, в частности – генерал и странным образом Герой России. Генерал Трошев – один из символов двойных стандартов, – заявил Ковалев в эфире радиостанции, -–если бы этот генерал оказался волею судеб каким-нибудь военачальником в Тбилиси, он сейчас был бы символом геноцида с кремлевской точки зрения, а поскольку он в Чечне бесчинствовал – он, следовательно, Герой России. Вот наша логика».
Корреспонденту 161.ru удалось связаться с экс-командующим 4-ой Армией ВВС и ПВО Владимиром Горбасем, который воевал и в первой, и во второй чеченских кампаниях и лично знал Геннадия Трошева. Знаком ему и правозащитник Сергей Ковалев.
«Вот тебе, как любимому журналисту нашей воздушной армии, скажу, – раздраженный от упоминания имени правозащитника, и обращаясь к корреспонденту 161.ru, говорит генерал-лейтенант Горбась, – видел я этого так называемого правозащитника. Только еще тогда, во время чеченских кампаний, так и не понял, чьи права защищает Ковалев. У меня и моих товарищей – военных летчиков – сложилось мнение, что стоит он на защите боевиков. Когда он в Моздоке, на территории военного аэродрома входил в офицерскую летную столовую – все как один офицеры вставали и уходили из столовой. Не то, что за одним столом – в одном помещении с Ковалевым противно было находиться. Жалею, что шальная пуля не настигла его, очень жалею. Много кровушки честных офицеров он попил. Так что не стоит верить его словам. А о генерале Трошеве скажу вот что: познакомился я с ним еще в первую чеченскую, видел, как он реально сидел в окопах. Не зря его прозвали окопным генералом, ой, не зря! Как военачальник Геннадий Николаевич отлично понимал и роль авиации в этой войне. Ему не нужно было с пеной у рта доказывать, что не будет один истребитель или штурмовик гоняться за одним боевиком. У нас специфические задачи, и эти задачи Трошев понимал. Одно человеческое качество в нем ценил особенно – чванства у него не было. Смотрите, мол, я генерал, я командующий, я пуп Земли. Как к офицеру, так и к рядовому он относился одинаково. Его уважали даже боевики! Он ведь родом из Грозного. Так сказать, национальные особенности были ему хорошо известны. Он мог село взять без единого выстрела – договаривался со старейшинами. Те принимали единственно верное решение – выгоняли боевиков из села».
Неспроста сегодня президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что одна из улиц Грозного будет названа именем Героя России Трошева.
По словам Кадырова, «в республике Трошева хорошо знали и уважали, знали как человека порядочного и невероятно преданного своему делу».
«Будучи командующим объединенной группировкой российских войск на Северном Кавказе, он очень болезненно переживал события, которые тогда происходили на его родине. Благодаря именно таким боевым генералам, как Геннадий Трошев, удалось спасти в те страшные годы большое количество военных и гражданских, хотя жертв могло быть намного больше. Он старался разрешить ситуацию мирными способами», – сказал Рамзан Кадыров.
Биографическая справка:
Трошев Геннадий Николаевич родился 14 марта 1947 года в Берлине (Германия). Учился в Московском институте инженеров землеустройства, окончил Казанское высшее командное танковое училище в 1969 году, Военную академию бронетанковых войск в 1976 году, Военную академию Генерального штаба в 1988 году. Служил на различных должностях в танковых войсках, был командиром 10-й Уральско-Львовской добровольческой танковой дивизии в Группе Советских войск в Германии, командиром 42-го армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа (СКВО); 1995-1997 – командующий 58-й армией СКВО; командовал Объединенной группировкой войск Министерства обороны в Чечне в 1995-1996 годах; с июля 1997 года – заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом; с августа 1999 года возглавлял группировку федеральных сил в Дагестане, затем – командующий группировкой «Восток» Объединенных федеральных сил на Северном Кавказе. Сопредседатель Попечительского Совета Национального фонда «Общественное признание», Независимой организации «Гражданское общество» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами. Трошев был удостоен звания Героя России (1999) за антитеррористическую операцию в Дагестане и Чечне, награжден орденами: «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1990), Дружбы народов (1994), «За военные заслуги» (1995), «Петра Великого. За укрепление государства Российского» (2003) и более 20 медалями; Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (1999) и почетного знака «Золотой щит экономики» (2004). В 2001 году удостоен высшей награды Фонда международных премий – Ордена Николая Чудотворца «За приумножение добра на Земле»; лауреат премий им. А.В. Суворова (2000), им. Г.К. Жукова – за выдающийся вклад в развитие и укрепление обороноспособности РФ (2002).
Фото: Фото предоставлено пресс-службой СКВО