Ростовский борец греко-римского стиля Вартерес Самургашев, к величайшему сожалению своих болельщиков, не смог пополнить копилку российской команды и добавить в число собственных наград еще одну олимпийскую медаль. Специалисты настаивают: донского атлета засудили, причем, не без политической подоплеки.
«Я понял: нас будут засуживать»
К тому времени, когда в воскресенье вечером самолет из Москвы приземлился в Ростове, у VIP-зала аэропорта собралось человек 50. Стоило только спортсмену показаться у входа, как стройные девушки и парни атлетического сложения вмиг развернули плакат с надписью «Вартерес, мы в тебя верим!», а навстречу «дяде Вове» ринулась толпа разновозрастной детворы – это племянники приехали встречать именитого родственника. Мама встревожено смотрит на синяк у сына под левым глазом, но виновник торжества, похоже, и не думает жаловаться на усталость, перелеты и в целом – не совсем удачный результат. Вид довольный. Собравшимся журналистам он сообщает, что в Ростове жарче, чем в Пекине и без обиняков выкладывает свою точку зрения на случившееся.
«На самом деле получил удовольствие от поединка в четвертьфинале, – говорит Вартерес. – У нас (имеется ввиду сборная России – прим. ред. 161.ru) к тому времени уже было два золота, я понимал, что нас будут зажимать... «По словам олимпийского чемпиона Сиднея и бронзового призера Афин, он даже представить не мог, что в Пекине с ним так обойдутся.
Рука дяди Сэма?
13 августа Вартерес Самургашев проиграл в четвертьфинале венгру Петеру Башчичу из-за грубого и незаконного вмешательства в судейство вице-президента Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) американца Марио Салетнига – твердят специалисты, тренеры и даже спортсмены с мировым именем, которые наблюдали за «перебежками» технического делегата FILA. Брат, единомышленник и глава донской ассоциации греко-римской борьбы Рафаэл Самургашев, хотя в Пекине не был, но за выступлением Вартереса следил очень тщательно и возмущен поведением арбитра до глубины души.
«Схватка выдалась очень упорной, но я видел, что Вартерес легко одолевал противника. И тут в первом периоде случился неприятный инцидент: Вартересу при счете 2:1 удался удачный захват в стойке, и он эффектно бросил соперника. Судья на ковре оценил действие в три балла. Два боковых судьи, прежде чем подтвердить свои три балла, в присутствии контролера просмотрели видеозапись момента, и установили текущий счет – 5:1 в пользу брата!» – напомнил журналистам Рафаэл Самургашев.
Он специально обратил внимание: секунданты венгерского борца даже не попытались оспорить результат, у них не было сомнений в чистоте проведенного приема! «И что мы видим дальше? К ковру буквально прискакал Марио Салетниг, технический делегат на олимпийском борцовском турнире – и собственным решением отменил подтвержденные четырьмя судьями три балла. Аргументировал это тем, что Вартерес Самургашев при проведении приема использовал ногу. Естественно, российский борец не то что растерялся – он просто опешил!!!
Этим и воспользовался венгр – вытолкнул Вартереса за ковер, получил балл и победу в первом периоде – при счете 2:2 по последнему результативному действию! – не находит себе места от возмущения брат спортсмена и эмоционально, по-южному добавляет. – Вообще на этой Олимпиаде, да и на прошлых тоже, наблюдается какая-то антироссийская волна! Откровенно засуживают наших спортсменов. Чисто спортивные состязания превращаются в политическую арену! А тут еще события в Южной Осетии!»
По поводу незаконного проигрыша Самургашева лютует и мировая легенда греко-римской борьбы Александр Карелин. Его комментарий на этот счет приводит агентство спортивной информации «Весь спорт»: «Нельзя было отбирать все баллы у Вартереса Самургашева. Тем самым судьи сломали весь ход встречи, сломали нервы, вызвали эмоции. Они просто не имели на это права. Сама манера так вероломно оспаривать баллы беспрецедентна. То действие борца можно было трактовать по-разному, но не отбирать вдруг все баллы».
Эхо войны
Война в Южной Осетии, которая началась в один день с Олимпиадой, по словам Вартереса Самургашева, вызвала нешуточные волнения в команде. «Мой товарищ, борец Хасан Бароев – осетин. Вот и представьте, как рвалось на части его сердце. Все мы жутко переживали», – с горечью в голосе говорит Вартерес. Журналисты в аэропорту знали: если бы Вартерес Самургашев выиграл у венгра, следующий бой ему бы предстоял с грузином Манучаром Квиркелия. Но спрашивать, с каким бы чувством борец пошел на такую схватку, у спортсмена не стали. История не терпит сослагательного наклонения, олимпийская – тоже.
Фото: Фото автора