Семья Спецоперация на Украине На СВО при загадочных обстоятельствах пропал боец. Минобороны говорит — сбежал, но дочь не верит

На СВО при загадочных обстоятельствах пропал боец. Минобороны говорит — сбежал, но дочь не верит

И продолжает искать отца

Николай отправлял родным фото из зоны СВО

Николай А. из Тюмени уехал на спецоперацию в мае прошлого года. Из зоны СВО он отправлял родным видео — рассказывал, что у него всё хорошо, и на службу не жаловался. В августе близкие потеряли с ним связь. Через три месяца представители Минобороны ответили дочери: в ноябре Николай самовольно покинул часть. Где военный был три месяца и почему с его телефона продолжают приходить сообщения — неизвестно.

Дочь Николая не верит, что отец смог дезертировать, и продолжает его искать. Подробности — в материале наших коллег из 72.RU.

«Он мечтал сделать что-то полезное»

Николай жил с отцом в селе Онохино Тюменской области. На гражданке работал водителем опасных грузов, перевозил взрывчатку.

— Папа — человек, который ничего не боится. Всегда говорил: «По жизни везет, и тут не убьют». У него была хорошая работа, получал по 200 тысяч в месяц. То есть им руководили не деньги (имеет в виду мотивацию подписать контракт. — Прим. ред.). Он мечтал сделать что-то полезное, — рассказала 72.RU Елена, дочь Николая.

Николай подписал контракт 12 мая прошлого года в тюменском военкомате. Три месяца перед отправкой на спецоперацию проходил учения в Екатеринбурге — всё это время, по словам дочери, он отправлял деньги своему отцу.

— В конце июля папа уехал в село Работино. Когда уехал, спустя полторы недели от него перестали поступать звонки и сообщения. Также перестали поступать деньги дедушке — во время учений он присылал ему хорошие суммы. В последнем сообщении, в начале августа, он отправил фотографию и видео. На записи он рассказывает, что первую победу одержали и сейчас пойдут в море купаться. Видео такие позитивные, — рассказывает дочь Николая.

Николай присылал фото со спецоперации

В начале августа с Николаем окончательно пропала связь. Со слов сослуживцев Елене известно, что папа пошел на задание вместе с пятью сослуживцами — вернулся с него только один солдат.

— Сослуживцы, когда мы спрашивали у них номер части и позывной папы, как-то странно отмалчивались и ничего не говорили. В основном писали одинаковый текст: «Ушел на задание и не вернулся. В списках раненых и убитых нет — значит, плен. А он в таком районе, где плен хуже смерти». Было ощущение, что это отвечают люди, которым выгоден доступ к телефону папы, — говорит Елена.

Дочь пыталась узнать, куда пропал папа: писала командиру, в Минобороны и генеральную прокуратуру. В декабре в Министерстве обороны ответили Елене: «С 1 ноября 2023 года Николай числится самовольно оставившим место службы».

— Приезжали к дедушке представители военкомата и попросили сдать ДНК. Мой муж привез деда в военкомат районный — ДНК отказались брать. И сказали: «У нас по А. ничего нет». Будто они не в курсе, что такой вообще есть. Когда они написали, что он самовольно покинул часть, обратились в генпрокуратуру с просьбой разобраться, как такое может быть, — говорит Елена.

Дочь не верит, что отец мог самовольно покинуть службу. По ее словам, с момента пропажи с ней ни разу не связались представители военной части и Министерства обороны.

— Если бы он правда ушел в самоволку, наверняка сотрудники военной прокуратуры пришли бы в дом к дедушке, потому что отец с ним проживал. Почему его не ищут, если он правда покинул часть? Хотя я в это ни за что не поверю: папа трусом не был. Даже звонка с вопросом про папу мне не поступило, — рассказывает Елена.

Столько времени человека нет. Это либо госпиталь, либо его нет в живых. Известно, что телефон папы до сих пор находится в части. Потому что с него писали двоюродной сестре 28 декабря.

Обращалась в Минобороны, генеральную прокуратуру, районный и областной военкоматы. Ездила в Сбербанк, чтобы получить распечатку переводов. Но мне сказали, что такого не предоставят — нужно это делать через Следственный комитет, — говорит дочь.

«Как уследить за всеми?»

Людмила М. вместе с мужем находится на СВО. Она говорит, что помогает родным военных искать своих родственников. В том числе знает историю отца Елены, по которому пытается найти информацию.

— Мы с мужем сейчас на СВО. В нашей части были случаи, когда пропадали самовольно оставившие часть. Нам дали задание разыскать их. Сейчас моя задача обзванивать родственников СОЧинцев (так называют людей, которые имеют статус: «Самовольно оставили часть». — Прим. ред.), передавать контакты госпиталей, силовых ведомств.

К примеру, нашла троих СОЧинцев. На самом деле они пошли на боевое задание и не вернулись. Почему командиры подают их как самовольно оставивших часть? В госпиталь возили много раненых. СВО есть СВО — не могут тела с поля боя вынести.

Командиры не на передовой. Очень много людей через командиров проходит, и они знать обо всех не могут, поэтому подают как СОЧи. С одной стороны, это неправильно, с другой — как уследить за всеми? Бывает люди на санитарных поездах в госпиталь попадают, а потом с одного в другой. И как уследить за всеми?

Узнать, действительно ли человек в СОЧи, сложно. Если он где-то на поле боя — тела вывезти сложно. И человек будет в СОЧи до тех пор, пока его тело не вывезут. Родных тоже можно понять. За время, что человек СОЧ, близкие выплат не получают, — говорит Людмила М.

Что говорит закон?

— Статус «Самовольно оставил часть» не означает, что военный дезертировал. Солдат, к примеру, мог проходить лечение. Для того чтобы узнать, какая именно ситуация произошла, — необходимо связаться с ним. Если это действительно СОЧ (самовольное оставление части. — Прим. ред.), необходимо просто явиться в часть.

СОЧ от дезертирства отличается тем, что военнослужащий в часть всё равно возвращается. А во втором случае — человек уходит и планов возврата у него уже нет. Если военный еще некоторое время не появится, то возбудят уголовное дело. Вероятно, это могли уже сделать. Тогда дочь должны опросить в качестве свидетеля.

Если военный в статусе СОЧ и на территории России, к примеру, произошел какой-то несчастный случай — можно будет попытаться взыскать денежную компенсацию. Но это будет зависеть от конкретных обстоятельств. Если, к примеру, нашли тело военного и он погиб в ходе боевых действий — Министерство обороны может отказаться выплачивать компенсацию. Если погиб при СОЧ, то в выплатах откажут даже в суде. Тогда дорога в военную прокуратуру, — рассказал Павел Руснаков, адвокат.

Ранее мы писали, что контрактник из Тюмени с позывным Петруха пропал на СВО. Последний раз 26-летний Александр Петров выходил на связь с родными 15 марта 2024 года. Как рассказала 72.RU координатор фонда «Путевка в жизнь» Ольга Чупрунова, к которой обратились родные бойца, незадолго до исчезновения Александр сообщил близким, что отправляется на боевое задание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления