1 января вышел фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», снятый по сказке Александра Волкова. Замредактора 161.RU Марина Рыбалкина рассказывает в этой колонке, из-за чего фильм оставил чувство глубокого разочарования, хотя в целом он и неплох.
Когда мне было три года, я замучила этой сказкой всю семью — почитай да почитай. Очень уж нравились мне приключения Элли и ее друзей. Потом меня научили читать, и я часами сидела над книгой — с теми самыми известными иллюстрациями Леонида Владимирского.
В кинозал я заходила, имея за пазухой полкило скепсиса: не превратили ли сказку в постную тягомотину или оголтелый экшен? Сугубо личное мнение — не превратили. Сказка приятная. Но пощечину зрителю все равно влепили.
Сюжет движется не совсем по канону. Создатели пересобрали цепочку повествования, добавили современные проблемы и словечки, но не отошли от главного посыла — только поступки, а не волшебники, могут раскрыть твои внутренние качества.
Сказка начинается со сцены, где колдунья Гингема решает уничтожить человечество и насылает на наш мир сокрушительную бурю. В это время по дороге едет машина с домом на колесах. В салоне авто — мама, папа, Элли и Тотошка (на его роль взяли умилительного джек-рассел-терьера). Перед зрителем сразу рисуют проблему родителей зумеров — детей сейчас от телефона не отлепить. Но Элли молодец, она вон с какой большой книгой сидит, не отрывается. Только девочка схитрила — в книге спрятан телефон. Обман быстро раскрывается, телефон изымают, начинается ссора отцов и детей, но ее тут же прерывает невероятный смерч. Он подхватывает дом-фургон вместе с Элли и Тотошкой и уносит в волшебную страну, которую играет Дагестан.
Вступительная сцена показывает характер девочки, отличный от книжного персонажа. Элли у Волкова — просто хорошая девчонка. У режиссера Игоря Волошина она способна на ложь и даже предательство. Но пройдя столько испытаний, героиня начинает куда больше ценить дружбу и верность. То есть какая-никакая арка персонажа присутствует, и это плюс. Актриса, правда, хоть и милая старательная девочка, но ее игра — натужная. Вы, конечно, можете сказать — чего к ребенку пристала? Она же маленькая. Но Насте Добрыниной было 8, когда она снялась в «Куке» — там ее героине и веришь, и сочувствуешь.
Вид волшебной страны демонстрирует таланты отдела, отвечающего за спецэффекты. Вышло достойно. Нет ощущения, что, например, Трусливого Льва наспех слепили из пластилина. В целом волшебный мир показывает, что создатели вдохновились трилогией «Властелин колец» Питера Джексона (ну, это не отметил только ленивый). Потому что замок второй злой ведьмы, Бастинды, напоминает одновременно и крепость Сарумана, и башню Саурона со всевидящим оком. Кстати, у Бастинды тоже есть волшебный глаз, который следит за путниками. Так что, думаю, без вселенной Джексона все-таки не обошлось.
Бастинда же (напоминающая сразу и Малефисенту, и Белую Колдунью из «Хроник Нарнии») получилась истеричной и несколько карикатурной. Ей хочется накапать корвалола и отвести к психотерапевту.
Главный конфликт сюжета заключен в желании Бастинды заполучить серебряные туфли, которые по стечению обстоятельств обула Элли, когда прибила Гингему домиком. И эти туфли позарез нужны Бастинде из-за заключенной в них огромной силы. Слово «туфельки», произнесенное на все лады, вы услышите десятки раз. Утомляет.
А еще вы услышите такие термины как «фейк», «проапгрейдить» и «релокация». Полагаю, для того их ввели, чтобы сделать картину более близкой современным детям. Но влеплены они топорно, просто чтобы было. Так же как и нотации зрителю — не сиди в телефоне, оторвись от экрана, посмотри на мир. Сказка, конечно, должна нести в себе моральный урок, но такого тут и без назиданий хватает.
Плюсом картины назову ее, так сказать, безопасность для детей. Тут нет откровенного насилия или пошлости. Правда, зачем-то сняли сцену, как собака справляет малую нужду. Может, тут делали ставку на юмор, но она не сыграла.
В книге, кстати, есть жестокие сцены. Например, Людоеда разрубают пополам, а дикому коту сносят голову. Кота в фильме нет, а с Людоедом режиссер обошелся нежнее.
Зато со зрителем он обошелся, мягко говоря, неласково. И ниже расскажу о самом большом разочаровании.
Осторожно, здесь раскрывают карты
Фильм заканчивается посередине. Элли с друзьями, наконец, дошли до Изумрудного города и вот-вот узнают, что Гудвин — липовый волшебник. А еще ж надо победить колдунью и вернуться домой. Список дел ого-го. Но вместо этого на экране написано «Продолжение следует». Всем спасибо, все свободны. Вторая часть выйдет в 2026 году.
Как сказал мой коллега, деньги взяли за полный фильм, а показали половину. Это как если бы мы опубликовали кусок статьи.
У Волкова шесть книг в серии, там экранизировать и экранизировать. Или из шести книг хотят сделать двенадцать фильмов?
Ребят, за что? Нормально же общались…