Режиссер: Крис Коламбус
В ролях: Логан Лерман, Шон Бин, Ума Турман, Пирс Броснан, Кевин МакКидд, Александра Даддарио, Розарио Доусон и другие.
Инфантильный подросток Перси Джексон живет с мамой и отчимом-алкоголиком, ходит в школу, где устанавливает рекорды по задержке дыхания под водой, страдает дислексией и ничем занятным не интересуется. Но когда его учительница внезапно превращается в фурию, и Перси отвозят в специальный лагерь для защиты, пацан выясняет, что он сын Посейдона, и сейчас у его дядьки Зевса кто-то украл молнии. Зевс считает, что это сделал Перси, и грозится войной, если он их не вернет. Ко всему прочему, дядька Аид крадет свою невестку, то есть маму Перси, в надежде получить те же молнии. Не просидев в лагере и двух дней, полубог с новыми друзьями отправляется в путь.
Спасать мир? Нет, спасать маму. Потому что семья – святое для Криса Коламбуса, режиссера премьерного фильма этой недели – «Перси Джексон и похититель молний». А мир, в общем-то, вполне способен потерпеть 2 часа, глядя на главного героя, вчера взявшего в руки щит и меч, а сегодня изрубившего Гидру и Медузу, с которыми сам Геракл справлялся минимум за неделю.
Вообще, греческие мифы здесь – немаленький занавес, за которым – штатная история про ребенка, неожиданно получающего новую жизнь и новый статус. Киноманам лицезреть трансформацию ушедших в историю эпизодов современной классики жанра будет довольно смешно.
Лагерь, куда привозят Перси, – особое заведение для полубогов, где отпрыски греческого пантеона сражаются на мечах, а помогают им мифические существа – сатиры и кентавры. Сатиров в фильме олицетворяет школьный друг Перси, веселый парень на костылях, соблазняющий нимф направо и налево. Кентавров – главный наставник лагеря Хирон (Пирс Броснан), мудрый малый, свободное время проводит в кресле-каталке и пользуется в полубожественном мире большим авторитетом. Кто смотрел «Людей Икс» – тот меня уже понял. Школа для особенных, внешний враг, инвалидность наставника...
Достаточно прозрачны намеки и на другие фильмы. О «Звездных войнах» здесь напоминают слова о Перси как о мальчике со скрытой угрозой, имя главного антагониста и то, как он умер, а также эпизод с метанием молний, где Посейдончик отмахивается от них мечом. О «Человеке-Пауке» – разрывающиеся водонапорные башни над Нью-Йорком.
А вообще, всё как в «Гарри Поттере» – мальчик, девочка и козёл против фэнтезийных чудищ. Особое место для одаренных детей, опять же. Или волшебная палочка ручка, ловко отрастающая до меча (или это снова из Star Wars?). Только «Гарри Поттер», то есть Перси Джексон из Логана Лермана куда лучше: он никогда не плачет, не рефлексирует, а просто берет и делает, что от него требуется. В гости к Аиду? Легко! Куда идти? Спрыгнуть в летучих кедах Гермеса с Empire State Building – раз плюнуть.
– Твой отец – единственный, кто вернулся из царства мертвых. Ты наверняка знаешь, как он это сделал.
– Не. Я этого гада ни разу не видел.
Вообще, зря Логану Лерману не прочат титул Питера Паркера. Он – главная удача Коламбуса, тот самый актер, вытаскивающий низкопробные диалоги, маскирующиеся под необходимость для детского кино. Совсем недавно блеснув в «Поезде на Юму» и не потерявшись в слишком плоском «Перси Джексоне...», Лерман в состоянии податься во вторые Леонардо ди Каприо, потому что не только не жует сопли в кадре, но и одним движением глаз пресекает нытье коллег по съемочной площадке.
Пусть сюжет для меткого глаза и разваливается на части, процесс этот будет невидим для большей части аудитории, в которую «Перси Джексон...» метит: детишкам младшего школьного возраста, только-только узнавшим из красочных учебников литературы о мифах Древней Греции, будет неподдельно интересно на сеансе, где самые яркие герои получают неожиданное воплощение. Как Аид и Персефона, например. Только Персефона то и дело норовит покачать перед детишками пышной грудью и всё намекает сатиру о том, что такие, как он, её ещё... «не посещали»... Ну и ладно, где же еще неискушенным зрителям увидеть такое, как не в детском кино?
Это на первый взгляд. Но и «второй», к сожалению, не заставляет пересмотреть оценку. Послевкусие вопросов к создателям не оставляет: «Перси Джексон и похититель молний» оказывается таким же полубогом, как и главный его герой. С одной стороны, бока отшлифованы, постановка боев впечатляет, к работе техников претензий нет... Но силой мысли фильм ничем не берет, поскольку, как и книга Рика Риордана, по которой он поставлен, является многомерным конструктором из тысяч кинематографических кусочков. А Коламбус, довольно серьезный человек, принимает эти кусочки за детские кубики с буквами В, Е, Н, Ь, Т, Ч, О, С и играючи, со спецэффектами, составляет из них почему-то слово на порядок короче и на букву Ж.