Уже завтра за парты впервые сядут тысячи первоклашек. Накануне 1 Сентября мы поговорили с психологом Викторией Кобызевой — для мам и пап есть несколько важных и полезных советов о том, как помочь детям освоиться в школьной обстановке.
Виктория Кобызева — психолог семейного психологического центра «Навстречу жизни» в Таганроге, гештальт-терапевт, педагог, мама двоих детей.
— Для большинства первоклашек новая среда — большой стресс. Что стоит сказать детям перед Днем знаний, а чего, наоборот, говорить не стоит?
— Я бы рекомендовала родителям постараться для начала максимально снизить собственное напряжение. В противном случае это напряжение будет считываться ребенком, и он тоже начнет сильно тревожиться.
Ваша задача — не запугать заранее, а помочь ребенку выработать адаптационные возможности. У каждого ребенка они свои. Перед 1 Сентября расскажите ребенку, как проходит этот день в школе, что такое школьная линейка. Тревожным детям это поможет иметь представление о событии и не испугаться.
Организуйте дома маленький семейный праздник. Можно надуть шарики, приготовить пирог, вместе порассматривать ваши старые фотографии. Вспомните и расскажите о том, как это было у вас, — наверняка в памяти найдутся забавные истории о школьной жизни. Вообще можно на время завести ритуал: каждый вечер за чаем или перед сном вспоминать приятные истории про школу из своей жизни.
«Как бы мы ни любили своих детей, не стоит всегда оберегать от стрессов. Лучше учить преодолевать их вместе»
Для этого надо разговаривать с ребенком, научить делиться своими проблемами, обсуждать сложные ситуации.
Утро 1 Сентября должно быть спокойным. В этот день родителям необходимо проявить максимум терпения и выдержки.
— Верно ли, что дети, которые ходили в детский сад, проще и быстрее привыкают к школе, чем те, кто в детсаду не был? В чём особенности школы и на что обратить внимание ребенка?
— Хочется процитировать известного российского психолога Людмилу Петрановскую: «Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания [детский сад] не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма "дошкольного образования, развития и социализации", а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам».
Если ваш ребенок не посещал детский сад, то в школе ему придется пережить «социализацию». Но хорошая новость в том, что в его теперешнем возрасте неоспоримо больше ресурсов, чтобы сохранить себя и легче и быстрее пережить этот стресс. А еще ваше спокойное, положительное отношение к школьным заботам, школьной жизни, к учителям поможет и упростит его период адаптации. Видя родителей спокойными и уверенными, ваш первоклассник почувствует, что бояться школы не нужно.
И даже если у вас есть какие-то вопросы к учителю, все трения должны оставаться между взрослыми. Для детей очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях — это будет подрывать его спокойствие и затруднит адаптацию.
Ребенку стоит сказать, что в школе ему придется столкнуться с разноуровневыми отношениями: с учителями — одни, с одноклассниками — другие, с прочими школьниками — третьи. Кроме того, теперь придется делать не только то, что хочется, но и то, что надо, не бояться трудностей и уметь разрешать их самостоятельно.
Если от дошкольника совершенно нормально услышать фразу «я не буду, потому что не интересно», то к школьному возрасту у ребенка должна появиться способность откладывать более интересные дела для выполнения порой неинтересных, но важных. Он встретится с особыми требованиями к дисциплине, а для этого нужна способность управлять своим эмоциональным состоянием. Как показывает опыт, если к моменту поступления в школу ребенок способен контролировать свое настроение, умеет общаться с разными людьми и если у него достаточно развита мотивация, то это может компенсировать даже недостаточность физического здоровья и интеллектуальных способностей.
— Есть дети сильно привязаны к маме и боятся оставаться одни в новом месте. Как маме настроить ребенка на ежедневные занятия по несколько часов?
— Все-таки сложно представить, что до 6,5–7-летнего возраста у ребенка не было опыта оставаться без мамы хотя бы на несколько часов. Тем не менее волнение и тревога по этому поводу у некоторых детей остается. Если вы знаете, что вашему первокласснику трудно привыкать к новизне, значит, он сейчас особенно нуждается в вашей поддержке!
Постарайтесь донести, что чувства и переживания — это нормально, что вы понимаете, как ему нелегко сейчас. Принимая эмоции ребенка, вы стабилизируете его состояние. Постоянно высказывайте убежденность, что он обязательно справится. Приводите примеры из жизни, когда ему уже удавалось преодолевать сложности.
«Не вешайте ярлыков! Не называйте своего маленького школьника застенчивым, трусишкой, мямлей»
Лучше подчеркивайте его сильные стороны, день за днем укрепляйте его уверенность. А застенчивость и тревожность определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Не критикуйте и не сравнивайте его при других. Давайте возможность самостоятельно устанавливать контакты с людьми в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Не перебивайте его, если ему задали вопрос, наберитесь терпения и дайте ответить.
Заручитесь поддержкой педагога. С самого начала учебного года сами постарайтесь установить контакт с учителем, обратите его внимание на психологические особенности вашего ребенка и поделитесь тем, как с вашим чадом лучше и быстрее найти общий язык.
— Как бороться с ленью? Например, когда ребенок капризничает, не хочет рано вставать, выполнять задания на уроках. Есть ли способы грамотно его мотивировать?
— Вопросы про лень я очень часто слышу от родителей в своем кабинете. Они даже просят сделать что-нибудь с ребенком, чтобы он захотел учиться, начал ответственнее относиться к учебе, чтобы его успеваемость улучшилась.
Приходится снова и снова объяснять, что напрямую это сделать никак не удастся. Можно уговаривать, запугивать, манипулировать, делать уроки вместе, поощрять подарками. Но если какое-то время эти приемы и работают, то всё равно ненадолго. Если у ребенка нет внутренней мотивации, то через какое-то время внешняя мотивация перестает работать.
Гораздо важнее исследовать и разбираться, почему школьник не хочет учиться, что такого произошло, что врожденная познавательная активность вдруг исчезла.
Причин и оснований для этого может быть много. Ниже только некоторые из возможных:
за ребенка хотят родители: выбирают ему секции, следят за домашними заданиями, очень стараются, чтобы он был прилежным учеником. Таким отношением родители забирают ответственность у ребенка — неудивительно, что он часто безразличен к результату;
у ребенка «перегруз» обязанностями, информацией и деятельностью;
он искренне не понимает, зачем ему учиться;
ему сложно учиться из-за физиологических особенностей;
переживает стресс;
скучно на уроках;
есть конфликты с одноклассниками или учителем;
низкая самооценка и высокие ожидания родителей.
Всегда лучше что-то предотвратить, чем потом исправлять. Совет, поддержка и участие — лучшие помощники родителей школьников. Интересуйтесь, чем живет ваш ребенок, что для него важно, о чем мечтает, чего опасается, с какими сложностями сталкивается помимо учебы. Наконец, каким он видит свое будущее.
Пусть сын или дочка задают вопросы, когда что-то непонятно. Поощряйте природное любопытство. Учите их искать ответы на свои бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи — одним словом, активно интересоваться окружающим миром. И, конечно, сами будьте искренне увлеченными и любознательными.
Здоровый контакт с ребенком — это лучшая профилактика потери учебной мотивации в будущем.
— Как правильно поощрять ребенка за успехи и при этом не разбаловать его?
— Хвалить можно словом, улыбкой, лаской, нежностью. Хочется предостеречь родителей от того, чтобы платили деньги ребенку за его успехи или дарили подарки в качестве награды за пятерки. В таком случае он будет замотивирован не на получение знаний, а на финансовую сторону вопроса.
— Предположим, у школьника случился первый конфликт с кем-то из одноклассников. Как его правильно решить? Что нужно объяснить ребенку, чтобы он верно вышел из ситуации?
— Возможно, дети смогут сами решить ситуацию, у них уже есть навыки для этого. Но все-таки стоит выяснить, нужна ли помощь и вмешательство. К примеру, если первоклассник не смог за себя постоять, его сильно обидели, причинили физическую или моральную боль.
«Научите делиться проблемами с вами. Сын или дочка должны знать, что бы ни произошло, можно прийти к вам и вы не отвергните, поддержите и поможете»
Чтобы это стало возможным, взрослый должен быть взрослым — внимательным, открытым к диалогу, слушающим и не опасным для ребенка! Вы не должны делать поспешных выводов, язвительных или критикующих замечаний, не читайте мгновенно нотации. Вместе ищите подходящее решение.
Слушая его, старайтесь удерживаться от критики, осуждения и сходу не давайте «правильных» советов, даже если ситуация, по вашему мнению, требует этого. Вместо этого сначала спросите: «Нужна ли тебе моя помощь?», «Хочешь знать мое мнение?», «Можно я тебе помогу?» И старайтесь учитывать ответ, который получите.
Помните: то, что кажется вам не очень важным, для детей может быть самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Это укрепляет ваши взаимоотношения, делает ваше слово веским и авторитетным, помогает школьнику гармонично развиваться и быть успешным.