Секрет успешной сдачи ЕГЭ кроется в интенсивной подготовке в старших классах и хорошей успеваемости на протяжении всей учебы, а не в количестве репетиторов. К такому выводу пришли эксперты Института образования высшей школы экономики. На основе проведенных исследований они разработали «калькулятор ЕГЭ».
Созданный «калькулятор ЕГЭ» демонстрирует наиболее эффективные практики обучения и показывает, на какое количество баллов они позволяют увеличить окончательный результат экзамена.
По словам экспертов Международной лаборатории анализа образовательной политики вуза, качественная учеба в школе позволяет в среднем добавить к результатам ЕГЭ 4-6 баллов. На успешную сдачу экзаменов существенное влияние оказывает высокая успеваемость именно в старших классах. Как правило, средняя разница между отличниками и троечниками по итогам испытаний составляет от 4 до 6 баллов.
Учителя разделяют этот вывод экспертов. «В старших классах практически не дается нового материала, все нацелено на беглое повторение пройденных тем и решение заданий ЕГЭ, – говорит классный руководитель выпускного класса Валентина Гаврилова. – Практика показывает, что экзамены хорошо сдают те, кто всегда учился на "четыре" и "пять", потому что у них есть хороший фундамент, они только углубляют свои знания, а не закрывают белые пятна в пожарном режиме».
Эксперты отмечают, что влияние репетиторов на конечный результат существенно преувеличено. Примерно на 1-2 балла результат может вырасти за счет посещения выпускниками курсов по подготовке к экзамену.
Как считают специалисты, отсутствие должного результата от дополнительных занятий может быть обусловлено недостаточным качеством предоставляемых услуг. К тому же если ученик не уделял учебе должного внимания все десять лет, то образовавшиеся за это время пробелы в знаниях исправить будет достаточно проблематично.
Однако этот вывод педагоги-репетиторы ставят под сомнение. «В классах учится в среднем по 25 человек. Учитель не в состоянии уделить внимание каждому. Если какая-то тема оказалась непонятой учеником, то ее никто не будет разжевывать. Так образуется пробел в знаниях. Затем он, как снежный ком, накрывает ребенка ближе к ЕГЭ, – поясняет учитель биологии, репетитор с 10-летним стажем Марина Ступкина. – Я выясняю, какие разделы оказались неосвоенными, и подробно останавливаюсь на них. Ученик пытается разобраться, и когда это получается, он снова чувствует интерес к учебе. А это самое главное».
Профильное обучение способно добавить еще около 3-4 баллов. «В профильных классах, куда учащиеся приходят после девятого класса (а предпрофильная подготовка начинается еще раньше), выбранным предметам уделяется максимум внимания. На них в учебном плане отводится больше часов, да и содержание обучения более насыщенно. Дети проходят больше тем, и на более глубоком уровне. Отсюда и влияние на результаты экзаменов», – поясняет заместитель заведующего международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики Андрей Захаров.
На 2-5 баллов общий результат может поднять интенсивная подготовка, как в школе, так и в домашних условиях. Наибольший эффект при этом обеспечивает регулярное выполнение заданий части С, которые включают сложные задания по точным наукам и эссе по русскому языку. Задания этой части, включая сочинения, требуют глубоких знаний, поскольку построены на рассуждениях и пояснениях решений.
Другими факторами успешной сдачи ЕГЭ в Высшей школе экономики назвали образование родителей и их уровень культуры, а также способности и мотивацию учащихся.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com