Выводы первого социологического флешмоба «Российский учитель: пять вопросов о жизни и профессии» и опроса Фонда общественного мнения «Учитель: престиж профессии и необходимые качества» сделал фонд общественного мнения.
Исследование, основанное на анкетировании, было призвано выяснить мнения учителей школ о самих себе, своем месте в обществе и собственной социальной роли, а также привлечь внимание широкой общественности к важным вопросам будущего школьного образования в России. Анкеты заполнил 351 респондент из 47 регионов.
Большая часть опрошенных учителей видят свою педагогическую миссию в том, чтобы воспитывать детей, развивать их личностные качества. Немногим более половины считают, что учитель должен выполнять утилитарную роль – передавать детям свои предметные умения и навыки. При этом примерно треть респондентов высказывают уверенность, что учитель должен любить детей, быть ответственным, постоянно учиться и быть примером во всем.
Так, третья часть участников флешмоба готова обратиться с письмом к министру образования с предложением улучшения социальной защиты учителей: повышения заработной платы, улучшения условий труда, решении жилищных проблем.
Примерно четверть опрошенных обращают внимание министра на низкое качество учебников и разнобой в программах. 29% респондентов оценивают работу министерства как неудовлетворительную, считая проводимые реформы образования неадекватными и несистемными. В то же время, как показало исследование, учителя не являются противниками реформ в принципе.
73% опрошенных считают, что учителя должны не только давать знания, но и воспитывать. При этом основным качеством учителя называется образованность и профессионализм (36%). Уверенность в том, что учителя оказывают значительное влияние на взгляды школьников, высказали, по данным опроса ФОМ, 45 процентов. В то же время учителю следует избегать дружеских, неформальных отношений со своими воспитанниками, сохранять «дистанцию», считает большинство респондентов.
Оказалось, что учителя, в основе своей, оптимисты по натуре: немногим менее половины (42%), по данным флешмоба, уверены, что их профессия будет жива всегда, невзирая на «технологические и прочие трансформации». Явных пессимистов, предрекающих профессии поглощение Интернетом и не видящих будущего для нее, в два раза меньше (18 процентов). Примерно столько же осознают как позитивную, так и негативную стороны влияния информационных технологий на образование и считают, что функция учителя в связи с этим усложняется: учитель должен научиться конкурировать с Интернетом, уметь завлечь и заинтересовать учеников.
Интересно, что, по данным Фонда общественного мнения, большинство опрошенных россиян считают современных учителей прогрессивными и современными людьми. Примерно одинаковое количество респондентов оценивают труд учителей на оценки «удовлетворительно» (37 процентов) и «хорошо» (31 процент). Так же равно оценивается выполнение обязанностей учителями на оценки «отлично» и «плохо» (6 и 7 процентов соответственно). Как следует их этого же исследования, профессия учителя пользуется уважением в обществе – об этом заявили 54 процента респондентов. В обратном уверена меньшая часть россиян – 37 процентов.
Фото: Фото с сайта Bygaga.com.ua