Время летит, и ребенок, вчера еще ходивший пешком под стол, готовится стать первоклассником… Чаще всего, только в это время родители задумываются о его дошкольном образовании. Как подготовить ребенка так, чтобы учеба не превратилась в наказание? Этот и другие вопросы мы задали педагогу-психологу, логопеду с 20-летним стажем Елене Борисовой.
– На что бы вы порекомендовали родителям обратить первоочередное внимание?
– Все люди хотят быть счастливыми, и, конечно, все хотят, чтобы их ребенок был счастлив. Но так сложилось, что учеба, а тем более школа, никак со счастьем не ассоциируются. Понятие об образовании очень часто колеблется между двумя крайностями: «ребенка надо научить как можно раньше и как можно больше». Или: «наш ребенок так умен, он и так всему научится».
Приходит время встречи со школой, и наступает закономерная реакция: тяжело, скучно, но такова жизнь и надо терпеть. Школа становится стрессом и для ребенка, и для родителей. А дальше проблемы могут нарастать как снежный ком – с успеваемостью, с усвоением нового материала, с дисциплиной. И тогда родители хватаются за голову. Или, что хуже, – за ремень. А где счастье?
Откровенно говоря, я против понятия «подготовка к школе», я за термин – «подготовка к жизни».
Когда мужчина и женщина решают стать родителями, они, в первую очередь, должны научиться думать. И, прежде всего, думать о здоровье, своем и ребенка. Мне возразят: кто же не думает? Конечно, все думают. Поэтому, когда наступает беременность, послушно пьют лекарства, которые назначает акушер-гинеколог, делают все назначенные УЗИ (особо беспокойные – чуть ли не раз в неделю). Потом – роды со всем набором родовспоможения и обезболивания. А потом по три дня не приносят малыша маме и кормят его молоком чужих тетенек или искусственным питанием. В месяц – удар ультразвуком по мозговым структурам. Потом прививки. Что же делать? Думать. Каждый раз задаваться вопросом: чего больше – вреда или пользы?
Сегодня становится все больше родителей, желающих думать. Но и они остаются наедине с медиками, которые находят проблему там, где ее нет. Или, что хуже, не видят там, где она явно есть.
– О каких проблемах чаще всего идет речь?
– В первую очередь это ММД – минимальная мозговая дисфункция. По данным отечественных и зарубежных исследований, среди детей дошкольного и школьного возраста частота распространения достигает 80%. Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке во время осмотра перед школой. Не надо думать, что «этим врачам лишь бы что-то найти», или же наоборот – впадать в панику. Ничего ужасного у ребенка нет. К совершеннолетию все, скорее всего, сойдет на нет. Но успеет причинить немало неприятностей ребенку, хлопот – родителям и учителям. Причины ММД могут быть самыми разными. Чаще всего это проблемы внутриутробного развития в совокупности с выше приведенными современными способами ведения беременности, родов и сопровождения младенца.
Проблема крайне разнообразно проявляется и изменяется с возрастом. У малышей первых лет возможны так называемые вегетативные расстройства: повышенная потливость, бледность кожи, нестабильность пульса, неустойчивость функций желудочно-кишечного тракта (склонность к чередованию запора и поноса), сердечно-сосудистой системы. Может отмечаться слабость лицевой мускулатуры и мышц языка – малыш редко строит рожицы, его мимика бедна. Могут возникать элементы неправильной речи и звукопроизношения, нарушения речевого дыхания. Часто такие дети не могут держать равновесие, хуже, чем сверстники, учатся ездить на велосипеде.
При подготовке к школе на первый план выходят трудности, связанные с недостаточностью моторных функций: трудно учиться писать, считать и ориентироваться в пространстве. Возникающие у детей проблемы, связанные с учебой, вызывают вторичные невротические реакции – они нервничают, комплексуют, балуются или, наоборот, говорят, что устали и хотят полежать.
Борисова Елена Владимировна - репетитор по подготовке к школе, логопед.
Образование:
– РГПИ, факультет дошкольного воспитания, квалификация – преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию (1986 год);
– Московский государственный открытый педагогический университет, дефектологический факультет, квалификация – логопед (1998 год).
Учитель высшей категории. Педагогический стаж – с 1986 года (детские сады, частный образовательный центр).Хулиганы, двоечники и прочие «вовочки сидоровы», скорее всего, – дети, страдающие как раз этим нарушением. Причем в запущенной форме, так как родители были склонны списывать проблемы на особенности характера. На самом деле, корень стоит искать в состоянии иммунитета и нервной системы.
Такие дети должны находиться под наблюдением невропатолога. Но обратить внимание родителей на тревожные признаки должен педиатр. А этого, как правило, не происходит.
– Какие еще особенности развития нынешних дошкольников вы могли бы отметить?
– Особенности развития нервной системы, особенности иммунитета – они меняются практически каждые полгода! То есть, дети 3-7 лет сегодня и 10 лет назад очень сильно отличаются.
Интересный пример: если на прием к логопеду приходит с ребенком бабушка, часто я слышу вопрос-возмущение: «Почему вы говорите, что на исправление этих дефектов речи потребуется полгода или год! Вот когда мой сын был маленький, ему все исправили за месяц!» Так вот, поколение пап в плане здоровья существенно отличается от поколения внуков.
Да, современные дети, безусловно, кажутся более развитыми. Они активны, практически с младенчества владеют гаджетами, могут отлично справляться с тем, что им интересно. Но, в подавляющем большинстве, к моменту первого школьного звонка навыки простейшей организации, социальная адаптация у первоклассников отсутствуют.
Когда ребенок здоров, спокоен и весел, умеет слушать, что ему говорят, отвечать на вопросы и задавать их, когда ребенок может выполнить задание, следуя инструкции, – можно с уверенностью сказать, что он развит и справиться с учебой.
– Сегодня все более остро стоит проблема речевого развития.
– Различные нарушения (ОНР – общее недоразвитие речи, ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), зачастую, один из «эффектов» все того же ММД.
Сегодня самый распространенный логопедический диагноз у дошкольников – дизартрия. Она имеет массу подвидов, разновидностей. Не будем углубляться в детали. Но стоит помнить, что в основе подавляющего большинства нарушений звукопроизношения у детей опять-таки лежат неврологические причины.
Безусловно, хорошему родителю свойственно сохранять позитивный настрой. Но не стоит путать его с русским «авось» – авось само пройдет, сам заговорит или еще такое слово – «выговорится». Именно так говорят бабушки, тетушки, а иногда, к сожалению, врачи и воспитатели.
Если что-то насторожило вас в звукопроизношении ребенка, есть сомнения, хотя бы малейшие, – пройдите логопедическое тестирование! В центре «Радуга», которым я руковожу, такое первичное тестирование является абсолютно бесплатным.
– Как выбрать хорошее дошкольное учреждение?
– Потребности в развитии каждого ребенка индивидуальны. И это стоит помнить в первую очередь. А возможностей у дошкольной педагогики – великое множество.
При выборе детского учреждения обратите внимание, как устроена окружающая среда: это «красивенькие картиночки» или доступные, на уровне детских глаз материалы по различным направлениям. Обновляются ли они, можно ли их трогать руками.
Это мягкие игрушки «ядовитых» расцветок, куча машинок или разнообразные конструкторы, настольные игры и другие «развивалки». Поломанные карандаши, перемешанные с пластилином, или материалы для творчества?
Посмотрите, аккуратно ли сложены детские вещи, есть ли в наличии салфетки, бумажные полотенца, аппараты для дезинфекции помещения. Послушайте, шумят ли дети и громко ли говорит педагог, слышат ли дети друг друга и взрослых.
Хорошему предела нет, самое главное – идет ли ваш ребенок в учреждение с удовольствием, и встречают ли его с любовью.
Семейный центр «Радуга»
адрес: Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 148з,
телефон: 8 (951) 502-99-84.
Елена КУЛАКОВА
Фото: Фото автора