Уже в этом году шесть вузов страны перейдут на новую систему оценки знаний студентов. Сессию в них начнут принимать не штатные преподаватели, а независимые эксперты. Донских учебных заведений в списке участников проекта нет. Однако в скором времени эксперимент планируют расширить и охватить нововведением большее число учебных заведений.
С инициативой введения новой объективной системы проверки знаний выступила Федеральная служба по контролю в сфере образования. О том, что преподаватели больше не смогут проверять собственных студентов, рассказал в интервью ИТАР-ТАСС глава Рособрназора РФ Сергей Кравцов.
«Тут принципиально важно, что оценкой знаний будут заниматься не те педагоги, которые обучали ребят, а другие специалисты. После такого объективного оценивания будет проходить анализ учебных достижений студента и качества работы самих вузовских преподавателей», – отметил руководитель службы.
Как уточняют в ведомстве, нововведение поможет решить сразу несколько проблем системы высшего образования. Во-первых, таким образом, полагают в Рособрнадзоре, удастся эффективно бороться с сессионной коррупцией. Также при выставлении оценок получится исключить фактор личностных отношений, сложившихся между студентом и преподавателем. Кроме того, новый способ оценки знаний поможет проверить и самих наставников, так как независимые эксперты смогут оценить качество преподавания курса в рамках отдельной группы.
«Идея сама по себе не так уж плоха, – считает начинающий преподаватель Максим Караев. - Думаю, она бы смогла оздоровить систему высшего образования, серьезно страдающую коррупционными заболеваниями. Но на практике все традиционно может оказаться иначе, чем в проекте. Основные трудности, скорее всего, вызовут разночтения в подходах и опыте преподавания обучающего и принимающего экзамены эксперта. В общем, чиновники добавят головной боли рядовому преподавателю».
В студенческой среде однозначных оценок по поводу нововведения не сложилось. «Не понимаю, почему приглашенный преподаватель не сможет потребовать со студента взятку также, как свой? Да и человеческий фактор исключить не получится: студентам и преподавателям придется искать общий язык в короткое время и в стрессовых условиях экзамена», – полагает студент РГЭУ (РИНХ) Дмитрий.
Между тем пользователи Интернета уверены: не суть, кто и когда принимает экзамен, важнее отношение студентов к учебе. «Думаете, почему Оксфорд и Гарвард могут обойтись без "сторонних экспертов", а, скажем, МГУ или Бауманка – не могут? Да потому, что в настоящие университеты идут за знаниями, и платят именно за знания! В наши же "вузы" идут, чтобы на халяву откосить от армии, да еще и в качестве бонуса получить "диплом государственного образца"», – полагает посетитель тематического форума Кирилл.
С 1 сентября 2014 года в проекте по внедрению независимой системы оценки знаний студентов примут участие шесть вузов страны:
• Московский городской педагогический университет;
• Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина;
• Российский новый университет;
• Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева;
• Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
• Чеченский государственный университет.
Как поясняют в Рособрнадзоре, в дальнейшем этот список будет расширен.