Качество образования в российских школах повысится после прошедшего роста зарплат педагогов. Так считают родители учеников, принявшие участие в соцопросе. Эксперты соглашаются с респондентами, но добавляют: рост доходов повлияет лишь косвенно. Большую роль сыграют факторы, сопутствующие увеличению зарплат: внедрение эффективных контрактов и привлечение молодых специалистов. Последние пока не слишком спешат связать свою судьбу с обучением подрастающего поколения, отмечают практикующие педагоги.
Проследить взаимосвязь роста доходов педагогов и качества преподавания в школе решили аналитики центра экономики непрерывного образования при РАНХиГС. Эксперты через личное анкетирование опросили 3200 учителей и 3050 родителей из разных регионов страны. Исследование провели в мае-июне 2013 года.
«Согласно результатам исследования, 31,4% родителей считают, что рост зарплаты школьных учителей сможет значительно повлиять на качество преподавания в школе. 40,3% опрошенных родителей отмечают, что влияние будет, но незначительное. И, по мнению 28,3% респондентов, рост зарплаты учителей не повлияет на качество преподавания в школе. Родители учащихся лицеев и гимназий в большей степени склонны ставить повышение качества образования в зависимость от роста оплаты труда учителей», – сообщили результаты опроса в РАНХиГС.
При этом, согласно исследованию, значительная часть родителей (46,3%) замечает рост оплаты труда учителей (46,3%). Еще 10% опрошенных считают, что рост есть, но он незначительный. Еще одна часть респондентов (18,6%) убеждены, что увеличения доходов учителей не происходит. Доля респондентов (25%) затруднились сделать свой вывод о динамике оплаты труда педагогов.
Как отмечают в правительстве Ростовской области, увеличение заработной платы учителей поэтапно идет с 2012 года. Перед чиновниками стояла определенная цель – исполнение майских указов президента, подразумевающих доведение доходов учителей до средней зарплаты по региону. По словам губернатора региона, сейчас эта задача выполнена.
«В области по итогам первого полугодия 2013 среднемесячная зарплата учителя составила 23,5 тысячи рублей. С 1 октября должностные оклады учителей увеличены еще на 17,35%. Будем продолжать эту работу и в дальнейшем», – ранее отчитался губернатор Ростовской области Василий Голубев перед донскими учителями.
По словам представителей Министерства образования, рост зарплат вряд ли улучшит качество уроков сам по себе. Главную роль в этом процессе должны сыграть эффективные контракты, которые внедрены в школы региона с 1 сентября 2013 года, полагают в ведомстве.
«Механизм «эффективного контракта» подразумевает включение в трудовой договор с работником показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. При этом конкретный размер заработной платы педагога увязывается с объемом, интенсивностью и качеством выполненной работы, а заданные ему показатели соотносятся с показателями, определенными образовательному учреждению учредителем», – рассказала министр образования Ростовской области Лариса Балина.
Однако самые серьезные надежды по повышению качества образования в школах эксперты связывают с привлечением в них молодых учителей. По словам главы донского региона, в последнее время в учебных заведениях области молодежи становится больше. «Очень хороший фактор – это увеличение количества молодых учителей, которые пришли в образовательный комплекс. Это хороший показатель. Для нас молодежь – очень важная оставляющая. Если есть новая смена, значит, будет новое развитие», – прокомментировал Василий Голубев.
Между тем, по словам представителей самих школ, пока молодых специалистов здесь по-прежнему можно пересчитать по пальцам. «Конечно, молодежь узнала, что теперь учитель не нищенствует на 10-12 тысяч и при наличии всех необходимых категорий и квалификаций может получать достойную зарплату. Но, тем не менее, это довольно длительный путь. Молодой учитель приходит в школу на все те же 10-12 тысяч. И должен просуществовать с этим доходом не один месяц. Поэтому, конечно, выпускники педвузов идут в школу, но не так активно, как хотелось бы», – добавляет учитель английского языка Елена Борисова.
Фото: Фото с сайта Оzgurkocaeli.com и автора