Образование Школа или гимназия: муки выбора

Школа или гимназия: муки выбора

Летом некоторые родители задумываются: не перевести ли ребенка к первому сентября в более престижное учебное заведение? Плюсы и минусы обучения в общеобразовательных школах во дворе дома и специализированных гимназиях попытался выяснить корреспондент Diplom161.ru.

Весомый плюс в пользу обычной школы по месту жительства – ее близость к дому. Родители относительно спокойны за ребенка: ему не нужно ездить на другой конец города. Нагрузка в такой школе существенно ниже, да и уроки заканчиваются днем. В некоторых гимназиях дети могут задерживаться допоздна и, кроме того, посвящать вечер не отдыху, а домашним заданиям. Все это может привести к проблемам с психическим и физическим здоровьем. Родителям придется пристально следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и занимался в свободное время спортом.

Плюсы обучения в гимназии, конечно, очевидны. Высокий уровень подготовки, как правило, позволяет неплохо сдать экзамены. Зачастую именно страх перед ЕГЭ и желание пройти на бюджет в вуз своей мечты и толкает детей на уход из простой школы.

Выпускница гимназии Екатерина с пятого класса «болела» изучением немецкого языка и перед десятым классом сознательно сделала выбор в пользу гуманитарного профиля. «Нагрузка по гуманитарным предметам мне не была в тягость, я училась с удовольствием. Радовало и то, что не слишком мучили по точным предметам, которыми я особо не была увлечена. Наличие талантливых и требовательных преподавателей тоже играло свою роль», – делится своим опытом Екатерина.

Но даже такое обучение не гарантировало девушке бюджетного места в университете. Поэтому Екатерина дополнительно занималась немецким языком со знакомыми преподавателями, в центре немецкой культуры, на подготовительных курсах при университете – и в итоге достигла своей цели.

Часто переход в гимназию совершается под давлением со стороны родителей. Но учиться все-таки не взрослым, поэтому в приоритете должно быть мнение самого ученика. «Нагрузка в гимназии отнимает личное время ребенка, – считает ученица 11-го класса школы Елизавета. – Я бы не хотела все время посвящать учебе, да еще платить за это деньги из семейного бюджета, как это часто бывает. В гимназию нужно идти тем, кто готов усиленно заниматься ради достижения своих целей».

При этом Елизавета признает, что невысокий уровень знаний, в особенности знания иностранных языков, слабая подготовка к ЕГЭ снижают шансы выпускника районной школы поступить на желаемую профессию. «Кроме того, обычно там учатся все подряд. Это может вызвать проблемы в коллективе», – отмечает школьница.

С ней соглашается и выпускница гимназии Марина: «До десятого класса я училась в простой школе в районе Дома Обороны. Там царил хаос. На переменах все кричали, бегали, дрались, гардеробщица даже била нас веником (не помню, правда, по какому поводу). Часто ученики издевались над учителями, бывало и наоборот. Но при этом у нас была насыщенная, интересная внеучебная жизнь. А еще мы знали, кто у какого учителя любимчик. В гимназии же все были равны».

Небольшие классы, индивидуальный подход, дисциплина и совершенно другие уроки – вот с чем Марина столкнулась, покинув родную школу: «Преподавание в гимназии отличается от школьного. Нас учили доказывать свое мнение, работать в парах или группами, выходить к доске, даже если ты ничего не знаешь. Ах, да, еще строго следили за тем, чтобы все ученики сдавали вещи в гардероб, имели сменную обувь и были вежливыми. Помню, как однажды увидела первоклашек, выстроенных парами на завтрак. Каждый малыш здоровался с нами и всеми, кто проходил мимо. Что-то я такого в обычной школе не припомню».

Тонкости гимназического образования прояснила директор школы Лидия Русакова. Эта школа не является гимназией в привычном смысле этого слова, но в ней кроме общеобразовательных классов есть и специализированные. По словам директора, нередки случаи, когда родители просят записать твердых троечников в класс с уклоном по определенному предмету.

«Мы делаем все, чтобы отговорить их, – рассказала Лидия Русакова, – ведь последствия такого выбора станут настоящей трагедией для ребенка и всей семьи. Скажем, в гуманитарном классе придется много читать в подлиннике, много размышлять, анализировать. Если школьник не любит книги, ему в таком классе делать нечего. Родители, как ни странно, этого порой не понимают».

По мнению Лидии Русаковой, важно правильно выбрать школу, ведь ее общекультурное пространство формирует личность ученика. Конечно, если у ребенка есть определенные способности, их стоит развивать в классе с каким-либо уклоном. Но в целом статус школы на качество обучения не влияет. «Пути к хорошему образованию разные. Главное – выбрать хорошего учителя. Если педагог умеет и любит учить, то все его подопечные будут успешными вне зависимости от их класса и специализации», – убеждена Лидия Русакова.

Похожей точки зрения придерживается и мама ученицы Диана: «Мы не планируем никуда переводить дочку. Для нас это, прежде всего, вопрос психологического комфорта ребенка и социализации. Ее пришлось бы отвозить и забирать – а это хлопотно и исключает вариант «идем домой вместе с подружками». Все, с кем она сейчас учится и дружит, живут неподалеку. Мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок рос в тепличной среде с «избранными» детьми. Это полезно для карьеры, но очень вредно для адекватного восприятия реальности. И я не считаю, что гимназическая программа лучше обычной. Все зависит от личности и профессиональных качеств конкретного педагога».

Подводных камней достаточно много и в школах, и в гимназиях. Решать, конечно, родителям, но при этом стоит еще раз взвесить все «за» и «против» и трезво оценить способности и желания своего ребенка. И если конечная цель действительно стоит всех сложностей и рисков, а желания совпадают с возможностями – почему бы и нет.

Фото: Фото с сайта Thitotnghiep.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем