Старшеклассникам предоставят свободу выбора изучаемых предметов. Это право закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в мае. С 2013 года каждый десятиклассник, участвующий в эксперименте, должен будет определиться с профилем знаний, который бы он хотел изучать углубленно. Предметы же, выходящие за пределы стандарта, могут стать платными.
На физиков и лириков – рассчитайся!
Стандарт для старшей школы разрабатывался дольше всех, потому что он меняет не просто систему подачи учебного материала, но и весь образовательный процесс. Учеба будет состоять из уровней – базового, в который войдут обязательные предметы, углубленного – уроков по выбору, исследовательских проектов и дополнительных занятий. Поменяется и структура ЕГЭ, с 2020 года к двум обязательным предметам – русскому языку и математике – добавится третий – иностранный язык. Контрольно-измерительные материалы тоже будут изменены с учетом выбранного выпускником профиля.
В список обязательных для изучения предметов вошли русский язык и литература, математика, история, иностранный язык, ОБЖ и физическая культура. Несмотря на протест общественности против включения в этот перечень не самых «нужных» дисциплин как ОБЖ и физра, чиновники все-таки настояли на своем. Объяснения приводились самые разные, в том числе необходимость знаний о поведении в экстремальной ситуации, хотя эксперты давно выяснили, что если этими знаниями не пользоваться постоянно, то они просто забываются.
Зато родителям и школьникам предоставили право выбора других уроков. До этого ученики, так или иначе, одни предметы любили, другие ненавидели: «лирики» более ответственно относились к русскому языку и литературе, «физики» – к точным наукам. Теперь этот выбор закреплен законодательно. Школьникам предлагается выбрать один из профилей образования – естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Для этого ребенку предстоит выбрать «предметные области», в каждую из которых несколько предметов. Например, выбирая гуманитарное направление, школьник может «заказать» углубленное освоение русского языка и литературы, плюс такие общественные дисциплины как история и обществознание. В математическую предметную область входит алгебра и начала анализа, геометрия и информатика. «Если ребенок выберет гуманитарный профиль, то у него будут преподаваться общие предметы – естествознание, например. Мы же должны детям дать шанс учиться дальше, если они вдруг решат поменять профиль. При этом объема знаний, данных до 9 класса, достаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ. Даже в нынешних учебниках для старшеклассников идет углубление уже полученного материала, а не новые темы», – разъясняют в министерстве образования.
Волну недовольства новыми стандартами чиновники объясняют так: «Общество испугала возможность выбора. Мы не научили сами себя выбирать, не сформировали сознание, что за нас никто не подумает. Мы привыкли, что нам дают обязательные 37 часов и все, а сейчас нужно думать какие предметы изучать, в каком образовательном учреждении, у каких педагогов».
Платить или копить?
Государство гарантирует каждому ученику 37 часов недельной нагрузки бесплатно. Сейчас в старшей школе столько же. Стандарты приписывают, что за два года на одного учащегося должно приходиться не менее 2100 и не более 2590 часов урочной и внеурочной работы. Эти цифры обусловлены санитарными нормами и правилами.
Платными могут оказаться дополнительные занятия. К ним относятся астрономия, которая когда-то была отдельным школьным предметом, черчение, без которого невозможно качественно подготовить будущего инженера. Они могут войти в 37 часов, если образовательный план их предусматривает и есть условия в школе, а могут быть за пределами, и тогда будут платными.
В учебный план обязательно должна войти работа над исследовательскими проектами. Сейчас она тоже присутствует в школьной жизни даже первоклассников, но откровенно говоря, все эти рефераты, исследования ложатся дополнительной нагрузкой на родителей, которые всячески помогают своим чадам грызть гранит науки. «Задача не получить какие-то конкретные знания, а научить ребенка работать по проекту научно-исследовательской и прикладной деятельности, – предупреждают в министерстве. – Нам нужно объяснить родителям, что если ребенок не справляется, может быть ему и не надо идти в старшую школу. У нас есть система качественного профессионального образования на базе 9 классов».
Что войдет в образовательную программу, решат сами школы, исходя из своих возможностей, кадров, материально-технической базы. Чиновники не исключают, что это приведет к «миграции» школьников из одного учебного заведения в другое, где лучше готовят по нужному им профилю.
Нестандартные стандарты
По мнению чиновников, новый стандарт принципиально меняет подходы к обучению школьников. «Прежний стандарт, принятый в 2004 году, был «знаниевым», то есть ребенку давалась определенная сумма знаний, сейчас стандарт – «компетентностный», то есть детей нужно учить этими знаниями пользоваться», – поясняют в министерстве образования. – Мы проверяем как ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать».
По словам чиновников, такая форма государственной аттестации школьников, как тестирование, вполне отвечает требованиям нового федерального стандарта. «Все дело в формулировке вопроса: не что мы делаем, а зачем, – отмечают в министерстве. – Раньше были задания пересказать текст, сейчас – оценить поступки героев. В одном случае проверяется память, а в другом – умение размышлять. И это не только в части С, в других вопросах тоже нужно мотивировать свое решение».
Учителя будущего
Сейчас перед региональными министерствами образования и науки стоит главная задача – подготовить учителей к работе по новым стандартам. «Никто не говорит, что учителя плохо работают, просто нужно сместить акценты: не просто выучи и повтори за мной, а сделай вывод, ответь на вопросы как ты считаешь, как ты думаешь, – успокаивают в министерстве. – Есть педагоги, которые учат детей старым способом с указкой и мелом, и учат замечательно, потому что умеют выстроить нужную логическую цепочку. А другим можно поставить компьютер, но результата не будет».
Тяжелее всего придется сельским школам и сельским ученикам. В большинстве учебных заведений нет необходимой материально-технической базы для обучения по всем профилям, не хватает учителей, готовых работать в новых условиях. Эти проблемы в министерстве намерены решать различными способами: внедрять методики дистанционного обучения, перевозить детей в другие школы.
Полный переход на обучение по новым ФГОСам запланирован на 2020 год, к этому времени чиновники должны будут устранить все препятствия и подготовить учителей.