31 мая выпускники российских школ сдают ЕГЭ по русскому языку. Это, наряду с математикой, обязательный экзамен, получив неудовлетворительную оценку за который, можно остаться без аттестата.
В интервью РИА «Новости» преподаватель русского языка факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики Екатерина Шумских рассказала, чему стоит уделить время. На последнем этапе подготовки, по мнению преподавателя, стоит обратить внимание на материал, который недостаточно хорошо усвоен.
«Если человек не занимался на протяжении последнего года, сейчас уже ничего не сделать, – считает Екатерина Шумских. – Тем же, кто занимался, но хотел бы улучшить свои результаты и почувствовать себя на экзамене увереннее, я бы дала простой совет: выполнить несколько вариантов ЕГЭ и понять свои ошибки. После этого еще раз повторить материал, который, судя по допущенным ошибкам, был недостаточно хорошо усвоен. Практически всем найдется, что повторить, – кто-то что-то пропустил, кто-то что-то не понял, кто-то что-то не прочитал».
Почему-то именно те учащиеся, кто в целом успевает по русскому языку хорошо, сталкиваются с проблемами при написании творческой работы – части С. «Я часто отмечаю у наших слушателей (а результаты последнего диагностического теста – 80 и более баллов), например, речевые огрехи, по сути ошибки. Например, когда человек не свободен в употреблении синонимов, скажем, много раз повторяет слово «автор» в граничащих предложениях, называет героя исключительно «он» или «герой» и тому подобное, – отмечает эксперт.– В работах встречаются также грамматические ошибки – неправильное употребление деепричастных и причастных оборотов, придаточных предложений, а за это, естественно, снижаются баллы».
Екатерина Шумских считает, что подобное связано и с тем, что сейчас в школах мало пишут сочинений. Она отмечает, что раньше по каждому литературному произведению из школьной программы писали, по крайней мере, одно сочинение, чаще два или три. «Сейчас учителя предпочитают давать задания в форме тестов и рефератов, отсюда и проблемы с письменной речью у школьников», – поясняет педагог.
Однако особых затруднений при написании частей A и B школьники не испытывают. «Скажем, мои слушатели на факультете довузовской подготовки задания части А обычно пишут хорошо, – рассказывает Екатерина Шумских, – ведь они довольно простые, но иногда учащиеся сталкиваются с проблемами при выполнении поисковых заданий части B. Скажем, если нужно найти односоставные безличные или какие-то придаточные предложения, местоимения указанного разряда и прочее. Не берусь судить, с чем это может быть связано, но, думаю, это проблема достаточно общая».
Для подготовки педагог советует использовать различные пособия Розенталя, а также школьные учебники, целый ряд современных пособий и справочников по русскому языку с грифом Федерального института педагогических измерений. «В целом сегодняшнему выпускнику, нормально учившемуся в школе и систематически готовившемуся к экзамену, самостоятельно восполнить какие-то небольшие пробелы не составит труда, к тому же и весь Интернет к его услугам,– резюмирует преподаватель русского языка. – А на экзамене советую быть собранными, работать без суеты, внимательно вчитываться в формулировки заданий, стараться думать и рассуждать, тщательно поработать с черновиком. И пусть всем повезёт с текстом для сочинения!».
Фото: Фото с сайта Gdb.rferl.org