Спортсменка, комсомолка и просто красавица – уже первые две части этой характеристики студентки ныне не актуальны. Тренеры, администрация вузов, да и сами студенты сходятся в одном – спортивная инфраструктура в вузах разрушается. В большинстве институтов ситуация плачевная: занятия по физкультуре худо-бедно проводятся, но на межвузовские соревнования нормальная команда если и собирается, то зачастую из спортсменов, занимающихся со школы у своих тренеров.
О том, чтобы создать в вузе секцию из новичков, чаще всего речи не идет. В понимании подавляющего большинства студенты-спортсмены – это профессионалы, попросту числящиеся в вузе и занимающие чьи-то места. На западе давно поняли, что начинать занятия многими видами спорта можно и даже нужно в возрасте 17-18 лет, когда и организм уже достаточно окреп, и сознание сформировалось. Большое количество известных спортсменов начинали свою спортивную карьеру именно в университетских командах. На соревнованиях по баскетболу в американских колледжах яблоку негде упасть. То же самое относится к плаванию, гимнастике и соревнованиям легкоатлетов, на которых нередко можно встретить селекционеров и даже тренеров национальных сборных.
В российской системе есть шанс быть замеченным только у того, кто начинает на юношеском уровне. Эксперты утверждают: у нас 18-19 лет – это время массового ухода из спорта, по той простой причине, что выпускникам школ, которые занимаются спортом, просто негде тренироваться. Не способствует продолжению спортивной карьеры и высшее образование.
Студентка ростовского филиала Российской таможенной академии Юлия физкультуру обычно прогуливает. Она не отсиживается в «Макдональдсе» или столовой, как это принято, а едет на тренировку по легкой атлетике. Ее не устраивает то, что занятия спортом в вузе носят теоретический характер, и только раз в полгода приходится сдавать нормативы.
«Я занималась легкой атлетикой в школе. Когда поступала, думала: буду там заниматься. Но все вышло наоборот, – говорит студентка. – Только через полгода нашла тренера из спортшколы, который меня взял».
Не менее важны занятия спортом и в педагогических вузах. Однако в последнее время все больше молодых людей приносят зачастую липовые справки от врачей, в которых «просят освободить от занятий физической культурой».
«Почему важна физкультура именно в педагогическом вузе? Потому что педагог должен видеть, например, запрограммированный сколиоз, – говорит заведующий кафедрой физвоспитания ПИ ЮФУ Владимир Лещинский. – Учителя должны знать, что детям нужно двигаться. Что мы видим? Первый класс. Перемена. Учительница чинно ведет детей. А к третьему классу дети начинают соображать: «Бабушка, я заболел». Раз – справку, и все, сиди, деточка. И с этим «хвостом» они идут в институт».
Долгое время до введения единого государственного экзамена отсутствие собственной собственной спортивной работы во многих вузах компенсировал так называемый спортивный набор: молодежь, тренировавшуюся на уровне первого взрослого разряда и выше, приглашали в вузы, помогали с учебой. Они выступали за университет на всех соревнованиях. В понимании многих преподавателей и самих студентов такая практика и есть студенческий спорт. С появлением ЕГЭ ситуация изменилась. Спортсмены, серьезно тренирующиеся в школах, оказываются не в состоянии поступить в нормальный вуз: не набирают баллов.
Не так давно принятый закон, определяющий студенческий спорт как «часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку студентов через организацию физкультурно-спортивной работы и участие в спортивных мероприятиях», если где-то и действует, то в основном благодаря отдельным энтузиастам. «На спорте пытаются экономить, – говорит преподаватель физкультуры филиала Российского государственного гидрометеорологического университета в Ростове-на-Дону Сергей Барабанов. – Сейчас постепенно все затухает и затухает. У нас нет своего стадиона, никакой базы. Тренируемся либо на «Динамо», либо в роще СКА. А что будет дальше, непонятно».
Фото: Фото с сайта Strana.co.il