Несколько лет назад в Государственной думе был поднят вопрос о «перекройке» учебного времени и сокращении летних каникул. Тогда эксперты ссылались на то, что целых три месяца отдыха не идут на пользу школьникам и только прибавляют работы учителям, напоминает «Учительская газета».
«Российские летние каникулы − одни из самых длинных в мире, − пояснял депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. − И эта продолжительность едва ли идет на пользу ученикам. Те перегрузки, о которых так много говорят и педагоги, и детские врачи, образуются именно за счет слишком долгого отдыха. Каникулы распределены неравномерно, поэтому нет никакого криминала в том, чтобы сделать учебным один из летних месяцев или хотя бы его часть».
Отказаться от одной из главных традиций российского среднего образования раз и навсегда школы еще не готовы, но руководители отдельных учебных заведений не против поэкспериментировать.
Одна из самых известных школ города Липецка живет по своему графику, деля учебный год не на четверти, а на триместры. «Раньше у нас тоже было четыре четверти и аттестация после каждой из них, а в 10-11-х классах дети оценивались дважды в год,− рассказывает директор липецкого лицея №44 Наталья Ельчанинова.− С 2006 года мы, прочитав много литературы и побывав на конкурсе «Лучшие школы России» в Москве, решили, что нам нужны изменения. Я познакомилась с руководителями московских школ, которые уже занимались по системе, называемой триместровой. Затем мы у себя провели родительские собрания, сначала обсудили идею на педсовете, потом с родителями и на заседании управляющего совета − нашего главного органа управления. В итоге наше предложение поддержали все, родители дали согласие, и я приказом утвердила переход школы на новое расписание. Теперь мы ежегодно согласовываем годовой календарный график, и у нас получается, что пять недель дети учатся, а шестую отдыхают. Например, зимой мы уже 8 января выходим на учебу, зато 30 декабря уходим на каникулы, и 31 все уже дома. Весенние каникулы продолжаются со 2 по 7 апреля. Мы заранее все просчитываем на каждый год. У нас в лицее свои дневники для каждого ребенка, и там указано расписание, поэтому все заранее осведомлены и о времени учебы, и о каникулах».
Одним из главных достоинств такого деления Наталья Ельчанинова считает уменьшение стресса для детей. «Наши ученики теперь до девятого класса оцениваются три раза в год, а не четыре, рассказывает она.− То есть мы снизили стрессовые ситуации, в которых вынужденно оказывается ребенок. Также психологи говорят нам, что чередование отдыха и рабочего времени стало более рационально. Еще момент: если ребенок пять недель учился, но одну проболел и тему не освоил, то по старому расписанию он бы продолжил учиться дальше, находясь в стрессовой ситуации и не понимая материала, ведь ему надо было заработать отметку за четверть. А при нашем режиме за неделю отдыха он может подтянуться, восполнить пробелы до аттестации – или прийти в школу на занятия с преподавателем, или самостоятельно работать с книгой. При этом летние каникулы у нас остаются такими же, как и везде в наших школах, – с 31 мая до 31 августа».
Кстати, у триместровой системы, как и любой другой, есть не только приверженцы, но и противники. Последние среди минусов и странностей называют следующее: оценки выставляют не перед каникулами, а после них; время отдыха не совпадает со временем отдыха детей, которые учатся по стандартному расписанию; различные культурные и развлекательные учреждения подстраивают свои программы под стандартные каникулы.
Фото: Фото с сайта Рeterburg2.ru