Как сообщает «Российская газета», в некоторых регионах уже подсчитали, какие ЕГЭ пойдут сдавать школьники. Напомним, выпускники российских школ, а также другие участники единого государственного экзамена 2012 года до 1 марта должны были определиться с предметами, которые они планируют сдавать по выбору. Самыми популярными экзаменами в этом году стали физика, химия, биология. Так, например, в Пермском крае ЕГЭ по химии выбрали почти девять процентов учеников (в прошлом году – лишь шесть процентов), физику – 23 процента (в прошлом году – 19), биологию – 14 (в прошлом году – 13).
Однако подготовиться к сдаче этих экзаменов в рамках школьной программы практически невозможно. На каждый из этих предметов в обычной школе отводится не более одного часа в неделю. «В специализированных лицеях, химико-биологических классах, где учатся одаренные дети, химия преподается четыре-пять часов в неделю, – рассказывает декан химического факультета МГУ, академик РАН Валерий Лунин. – Вот эти выпускники и побеждают на олимпиадах. А в обычной школе химия – второстепенный предмет. К ней так и относятся».
«Химия не самый сложный школьный предмет, скорее, самый дорогостоящий, – добавляет Лунин. – Требуются средства на лабораторное оборудование, реактивы. К сожалению, во многих школах нет ни химических лабораторий, ни лаборантов, а в некоторых вообще нет в расписании и самого предмета. Потому что нет учителя».
Отметим, что сегодня в технические, инженерные университеты не требуется ЕГЭ по химии, поэтому студенты и не делают упор на изучение этого предмета. Валерий Лунин считает, что без знания химии будущий инженер не сможет создать новые композиционные материалы, новые лекарства, биотехнологии, нанотехнологии. «Все новые прорывные технологии рождаются на основе междисциплинарных знаний. Так что я – за экзамен по химии в инженерных и технологических вузах. Надо увеличить количество уроков химии, биологии, физики в школе. И, может, преподавать химию не с восьмого класса, а с седьмого. Или даже в шестом, когда начинается физика», – заявил он.
Напомним, в Пермском крае для выпускников школ 2012 года изменены условия получения губернаторской стипендии в 5000 рублей. Тем, кто выберет гуманитарные специальности, необходимо будет набрать 240 баллов по трем экзаменам ЕГЭ. А для студентов, которые будут поступать на приоритетные для Пермского края физико-математические, естественнонаучные, медицинские, инженерные специальности и специальности в сфере IT-технологий, балл остается прежним – 225.
Не так давно Российским союзом ректоров (РСР) и Рособрнадзором было проведено исследование успеваемости студентов высших учебных заведений, которое показало четкую закономерность между средним баллом ЕГЭ и уровнем успеваемости по итогам сессии. Самый низкий уровень успеваемости демонстрируют студенты, поступившие в учебное заведение на общих основаниях со средним баллом ЕГЭ ниже 49. Средние результаты успеваемости показывают студенты, имеющие средний балл ЕГЭ в пределах 50-66% от максимальной оценки; учащиеся, чей балл ЕГЭ выше среднего, демонстрируют результаты выше средних, а студенты с баллом ЕГЭ выше 67% от максимальной оценки – максимальные.
Исследование также показало, что не все студенты, поступившие в вузы на льготной основе, демонстрируют высокий уровень знаний. Как сообщает пресс-служба союза ректоров: «Льготы как инструмент социального лифта и выравнивания социальных возможностей получения образования оказываются эффективными только для победителей и призеров олимпиад, детей погибших военнослужащих и детей, имеющих в возрасте до 20 лет одного родителя инвалида I группы».
Фото: Фото с сайта Gimnasium-6.narod.ru