Российские школы объединит единая информационная сеть. Компьютеры начнут контролировать оценки учащихся, анализировать их и вносить коррективы в образовательные программы. На разработку программы минобрнауки планирует потратить около 36 миллионов рублей.
Первый прототип программы должен появиться в 2013 году. В электронную систему учителя будут вводить данные о достижениях учеников, а также об их деятельности в школьных секциях и кружках. При этом будут учитываться возрастные особенности, начиная с начальной и школы и заканчивая старшими классами – то есть можно будет посмотреть, как школьник учился, например, в четвертом классе, и с какими результатами заканчивает школу.
Эти данные будут применяться для составления, возможно, индивидуальных программ обучения, а также самостоятельной, внеурочной деятельности. При этом будет использоваться создаваемый в рамках программы банк данных учебных методик по различным дисциплинам.
Главное техническое отличие системы от применения в некоторых школах «электронного дневника» – максимальное исключение бумажного оборота. Сейчас оценки и прочие записи проставляются в журналы и тетради и лишь потом вбиваются учителями в компьютерный формат. Министерство хочет, чтобы система позволяла прямо вводить все данные через web-интерфейс. Кроме того, Минобрнауки рассчитывает, что этой системой педагоги разных школ и регионов будут пользоваться для консультаций, ведения блогов и онлайн-конференций.
Эксперты считают, что работой школьных учителей в этой системе смогут воспользоваться и высшие учебные заведения.
«Такая информационная сеть способна дать дополнительную информацию не только школе и семье ученика, но так же и вузам, в которые они собираются поступать. Из-за того, что мы сейчас принимаем только по результатам ЕГЭ, существует недостаток информации о потенциале будущего студента, – говорит заведующая лабораторией психологии Московского государственного университета технологий и управления Ирина Умняшева. – Но при всей полезности системы есть некоторые нюансы. Здесь нужно понять, кто будет составлять учебные методики, и какое они на это имеют право. Я считаю, что для данной системы нужно создать совет экспертов, которые будут отслеживать информацию по успеваемости учебных заведений».
Кроме того, в системе образования программные комплексы подобного рода нередко становятся «кнутом», занимающиеся исключительно контролем и наказанием.
«Должна оставаться возможность у преподавателей, родителей и учеников самим принимать решения, а не выдавать какой-то готовый принцип действия, якобы приводящий к успеху, – отметила начальник отдела планирования и финансирования подведомственных учреждений Алла Ломтева. – Я боюсь, что централизованное вмешательство может убить инициативу по развитию школ в отдельности. С моей точки зрения, это как лечить больного по телефону. Я бы потратил эти деньги на инициативы школ, а не на создание централизованной системы».
Ломтева также подчеркнула, что для потенциально-нормальной работы данной системы, сначала нужно полноценное техническое оснащение школ, чтобы оценки учеников сразу появлялись в системе автоматически, а не заполнялись какие-то бланки и только после этого данные заносились в компьютер.