Образование 24 часа до экзамена, или Как студенты сессию сдавали

24 часа до экзамена, или Как студенты сессию сдавали

Казалось бы, совсем недавно начался учебный семестр в университете: не успел студент толком расслабиться, отойти от предыдущих зачетов, «въехать» в учебный процесс, запомнить расписание и имена новых преподавателей, как уже – опачки! – сессия нагрянула! И

Казалось бы, совсем недавно начался учебный семестр в университете: не успел студент толком расслабиться, отойти от предыдущих зачетов, «въехать» в учебный процесс, запомнить расписание и имена новых преподавателей, как уже – опачки! – сессия нагрянула! И ведь это негласное, доходящее до анекдота правило работает всегда: до экзамена либо «еще ой, как далеко», либо одна ночь. Однако не на всех факультетах справедливо утверждение о том, что именно в ту роковую последнюю перед экзаменом ночь можно нагнать упущенный семестр.

Развенчание мифов

Далеко ходить не надо – возьмем неординарный журфак. За один только семестр каждый (!) студент просто обязан прочитать список произведений по отечественной и зарубежной литературе (по-другому здесь просто нельзя учиться, единственная уважительная причина, по которой можно не читать, как вроде бы в шутку говорят преподаватели, – это смерть). Ну а если воспользоваться давно забытой на этом факультете математикой и сложить все книжки, получится более ста в один только семестр (берем в расчет обязательную часть, а не максимальную, рассчитанную на порядочных отличников) произведений: романы, повести, рассказы, пьесы и стихи (считать которые не станем, дабы не расстраиваться). Так вот, беря во внимание только эти два предмета (история зарубежной литературы и история отечественной литературы, сокращенно ИЗЛ и ИОЛ), смело можно попрощаться с идеей прочитать все это в последнюю ночь.

Кто-то подскажет, – мол, воспользовались бы услугами кратких пересказов (а в сети Интернет сегодня их предостаточно), однако проверено на собственном опыте – после десяти таких сокращенных версий великих произведений в голове начинают путаться не только имена героев, но и сюжетные линии. И что самое странное, чем короче рассказ, тем больше шансов перепутать самые простые вещи и с треском провалиться на экзамене. То есть здесь неуместно говорить не только о последней ночи перед экзаменом, но, к сожалению, не поможет и последняя неделя, да, что тут говорить – даже за месяц начинать готовиться будет поздновато.

Конечно, если вы обладаете техникой скорочтения и прочитываете книгу еще стоя в очереди в библиотеку, то вы счастливчик, и вероятно уже дочитали эту статью до конца. Но если же вы все-таки решили качественно подготовиться к экзамену по литературе и сдать его с первого раза, то начинать знакомиться со списком желательно в самом начале лета (а выдают его заботливые преподаватели еще во время предыдущей сессии).

Тайное становится явным

Преподаватели, специалисты по зарубежной или отечественной литературе, качественно проверяют своих читающих (ну или не очень читающих) студентов на экзамене: «Перескажите близко к тексту притчу, смысл которой отражает заглавие романа?», «Сколько раз Жюльен Сорель в романе обращается к госпоже де Реналь по имени?», «Какие параллели можно провести между романом Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» и произведениями античных авторов?» И так далее, мелочи или же наоборот какие-то запоминающиеся сюжетные линии – всем этим вы должны владеть на экзамене.

А для того чтобы в голове не слишком путались более полусотни персонажей, преподаватели разрешают студентам делать карточки с выписанными именами главных героев. Посмотрев на заветных Люсьена Шардона, Дориана Грея, Алешу Карамазова, Макара Девушкина, Анну Петровну Головлеву, Ардальона Борисыча, Акакия Акакиевича и многих-многих других, есть большой шанс вспомнить в середине января даже то, что вы прочитали летом. В голове чуть ли не дословно всплывают казалось бы уже забытые целые части больших произведений. И поверьте, в критические моменты на экзамене эти имена станут вам практически родными.

Если друг оказался вдруг

Говорить о шпаргалках на таких объемных экзаменах тоже не к делу – попробуйте-ка, напишите пересказ всех возможных произведений и еще критики на них да плюс теоретическая база к каждому периоду (а делятся они по векам: чем старше курс, тем дальше от античности и ближе к современности). Однако и такие очумелые ручки на журфаке находятся. Хотя в последнее время, в век умной техники, ничего не стоит выйти в Интернет с телефона и найти ответ на нужный вопрос. Но ведь еще года три назад далеко не в каждой мобилке были такие функции. Да и сегодня преподаватели зорко следят за маленькими горящими под партами мониторчиками. Поэтому будущие журналисты, не давая утонуть в пучине долгов своим товарищам по несчастью, прямо напротив экзаменационной аудитории делятся накопленным опытом, а точнее пересказом недавно прочитанного произведения.

Делается это так: один счастливчик, хорошо владеющий пока еще свежим в памяти сюжетом большого романа (важное условие: сюжет не перемешан с одновременно прочитанными четырьмя книгами по разным предметам, когда в голове путается абсолютно все – даже такие имена, как Алексей и Лев Толстые) – встает в центре жаждущих знаний одногруппников и начинает пересказывать:

– И вот пошли они по городу, и вот сказала она ему...

– Да как кто она?

– Говорю же, жена! И тут – бааац – поезд нагрянул!

– Да тихо вы, не перебивайте, не путайте.

– Ну а кончилось все тем, что хотел ей сказать, но не успел, так и умер прям во время этого… Могу карточку свою дать переписать, кому надо.

И что самое интересное, такие вот пересказы иногда действительно помогают, если не успел прочитать последние 700 страниц и вот только что услышал, заходишь, берешь билет, а там как раз этот роман. Повезло.

Курьезный случай, или Как ввергнуть в шок преподавателя

Последний вопрос и можете быть свободны:

– Аня, от чего в романе умер главный герой?

– Эээ... от смерти!

– Хм… Ну ладно, за проявленную изобретательность и помощь Алексею Толстому в «создании» сюжета произведения ставлю вам отлично.

Да, и такое тоже бывает. Потом еще долго преподаватели пересказывают такие веселые случаи, произошедшие на экзамене, своим коллегам на кафедре, да и младшим курсам в пример, делая из остроумных находчивых студентов легенды факультета.

Немного статистики

Кстати, наши товарищи по несчастью, студенты-филологи, подсчитали, что если каждый день с самого начала семестра читать по пятьсот страниц в день, то весь список прочитать все-таки можно.

Скорее всего, такие люди на самом деле существуют, но их мало и наверняка они свой героизм не афишируют, хотя, как известно, начитанность – синоним образованности. Однако с этим утверждением тоже можно поспорить…

Голь на выдумки горазда

Остальные экзамены, те, что по количеству информации не такие громоздкие, переносятся практически на ура. К ним (как оказалось) действительно можно подготовиться в последнюю ночь. К этой категории относится все то, что нельзя назвать историей и литературой. Здесь можно дать раздолье накопившемуся воображению и пуститься во все тяжкие в изобретении шпаргалок. Конечно, наушники в телефоне, протянутые через длинные волосы (маленькое уточнение: на журфаке 90% учащихся – женский пол) сегодня уже успели порядком устареть. Бдительные преподаватели не хотят быть обманутыми и зорко следят за головами, а если требуется, не стесняются просить показать ушные раковины.

Поэтому современные студенты не брезгуют специальной ручкой с незаметно выдвигающейся сбоку бумажкой под цвет корпуса и пишут туда – благо информации по сравнению с литературой здесь немного. А также не ленятся переписывать нужные параграфы на самые разные части тела – будь то коленки, ладошки, запястья, бедро соседа или предполагаемая парта.

Сарафанное радио

«Студент сдал – студент не забыл, если это студент факультета журналистики», – именно такое положение развенчивает миф о том, что после сдачи экзамена все полученные знания напрочь отметаются. Будущий журналист держит информацию минимум до тех пор, пока не передаст ее следующему. Поэтому вышедшего из экзаменационной аудитории героя, оставшегося в живых, тут же поджидают жаждущие знаний однокурсники и выспрашивают все, что можно, начиная от настроения преподавателя и заканчивая оставшимися билетами. Еще бы – сдавший экзамен студент – это кладезь для тех, кто морально готовится зайти в аудиторию и вытянуть билет. На радостях уже отмучавшийся может не только устно поделиться всеми остаточными знаниями, но и передать по наследству шпаргалки. А если они сделаны в печатном виде – их можно спрятать в высокие сапоги и глубокие карманы, а потом «забыть» на парте. и следующему вошедшему может неожиданно повезти.

Знаю, но сказать не могу

Хотя многие преподаватели не верят, но это бывает на самом деле. Непосредственно на экзамене, или даже при подготовке к предстоящей сдаче некоторые студенты волнуются так, что даже собственными знаниями в час «икс» воспользоваться не могут. Поэтому желательно (а начать надо с того момента, когда вы еще готовитесь, сидя на диване) забыть все рассказы от заботливых старшекурсников (а они так и норовят посильнее испугать младшего собрата по факультету) и, невзирая на принципиальность преподавателя, отбросить страх. Да и вообще желательно не собирать такую информацию заранее, не нагнетать атмосферу, так как такое субъективное мнение у уже сдававшего студента могло сложиться из личной неприязни, или из его заведомо неудачного ответа. Ведь всегда были и будут те ребята, которым даже самый-самый «страшный» преподаватель как товарищ, и они понимают друг друга, так как им есть о чем поговорить. На них-то и стоит равняться, а не собирать слухи и придумывать себе страхи.

Давно проверено, что даже так называемый тиран-преподаватель делается душкой, услышав из ваших уст полноценный качественный ответ (особенно если он даже и не ожидал от вас такого, так как в семестре вы либо молчали, либо говорили, но не по делу) и ставит заслуженную оценку. Конечно, бывают неприятные исключения, но их мало и они в тельняшках. Поэтому чтобы не получилось такого: «знал, но забыл», – нужно первоначально готовиться к экзамену психологически, ну и подкреплять это знаниями. Ведь если безосновательно трястись перед преподавателем, то желаемый диалог вряд ли получится, и знания так и останутся невостребованными, поселившись внутри вас…

С этим согласен врач-психотерапевт, председатель городского отделения Профессиональной психотерапевтической лиги Антон Демин: «Не дайте страху поглотить вас – экзамен, как и любой другой стрессогенный фактор, запускает естественную физиологическую реакцию на стресс, когда при мысли о сдаче экзамена учащается сердцебиение, поднимается артериальное давление, дыхание становится более интенсивным. Мышление в этот момент ускоряется, и материал усваивается в гораздо больших объемах. Поэтому стресс весьма полезен перед экзаменом. Но он с таким же эффектом может все свести на нет».

Однако если вы оказались во власти страха и потеряли самообладание и концентрацию внимания, тогда нужно как можно скорее выйти из-под его влияния: «Сделать это можно при помощи дыхания, – делится Антон Демин. – Для этого нужно откинуться на спинку стула (даже если вы на экзамене) и сделать 5-7 глубоких вдохов с закрытыми глазами и прислушаться к ощущениям в теле. Постарайтесь пробежать своим вниманием от пальчиков ног до макушки головы, прислушайтесь к сердцебиению, понаблюдайте за своим дыханием. Затем откройте глаза, осмотрите место, где вы находитесь, почувствуйте, что вы прочно сидите на стуле (кресле, диване). Это поможет вернуться в реальность. Затем посмотрите на вопросы, которые нужно решить и оцените, какой вопрос вы можете реально сейчас разобрать. Если вы готовитесь, и в мыслях хаос – значит нужно переключиться. Не рекомендуется принимать перед экзаменом успокоительные и другие психотропные средства, так как эффективность мышления и подачи материала резко снижается. Все очень просто: сколько успели выучить материала, столько возьмете с собой на экзамен. Действуйте исходя из сложившейся ситуации. Перед экзаменом хорошо выспитесь: на свежую голову можно много что вспомнить и складно пофантазировать».

Сделал дело – гуляй смело

До чего же это приятное ощущение, когда благополучно без особых происшествий, вреда для жизни и здоровья пройдено последнее испытание, в зачетке ровными рядами проставлены все зачеты и экзамены, а сессию можно торжественно назвать закрытой! Когда осознаешь, что все твои старания были оценены по заслугам, когда ты стал на ступеньку выше и отчасти даже умнее, когда за плечами уже пройденный семестр – теперь-то наконец, можно честно отдохнуть, на «ура» встретив заслуженные каникулы.

Наверное, есть и такие удивительные люди, которые начинают незамедлительно готовиться к следующим испытаниям прямо в день окончания сессии (особенно, если учесть высчитанную формулу – 500 страниц в день…), но ведь студенты журфака тоже люди и склонны к тому, чтобы отдыхать на широкую ногу. А поэтому: только вперед! Или, согласно одному из девизов нашего факультета: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Ведут себя как животные»: студентка объяснила, почему носит оверсайз и боится быть красивой
Анонимное мнение
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
«Сталин бы за это расстреливал» Почему ростовчанка забрала дочь из обычной школы
Марина Рыбалкина
Заместитель главного редактора 161.RU
Рекомендуем
Объявления