В Ростовской области для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов создана система специального образования. Она включает в себя 30 коррекционных образовательных учреждений. Здесь знания получают дети с нарушениями слуха, зрения и речи, с детским церебральным параличом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различной степенью интеллектуальных нарушений.
На Дону в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях получают образование, основное и полное среднее, свыше 4,5 тысяч детей, из них 1874 ребенка-инвалида.
«Хотелось бы сказать, что правительство Ростовской области и лично губернатор уделяют особое внимание обучению детей с ограниченными возможностями, – подчеркивает начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Петр Серов. – Сейчас в Ростовской области хорошо внедряется такая форма обучения, как дистанционное образование детей-инвалидов, которые раньше обучались на дому. Если родители хотят, чтобы их ребенок обучался дистанционно, они должны обратиться в первую очередь к руководителю образовательного учреждения по месту жительства. Затем уже заявка доставляется к нам. И все заявки мы стопроцентно удовлетворяем».
На базе санаторной ростовской школы-интерната №28 в 2009 году был создан центр дистанционного образования детей-инвалидов. Это единственное образовательное учреждение в Ростовской области, осуществляющее обучение в дистанционной форме по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Сейчас в центре получают образование более двухсот детей. До конца 2011 года планируется увеличить число обучаемых в два раза.
В рамках организации воспитательных и досуговых мероприятий учреждением налажены связи с Донской публичной библиотекой, организацией инвалидов-опорников «Икар», ведущими вузами региона.
Дистанционное образование, по мнению обучающихся и их родителей, значительно расширяет возможности детей-инвалидов в социализации и получении профессии.
«Мое впечатление, отношение к учебному процессу, педагогическому составу и администрации только положительное... Руководство центра делает все возможное в плане социализации детей. Это и совместные мероприятия, поездки, постоянный доступ в Интернет, где дети общаются друг с другом», – рассказала мама одной из учащихся Елизавета Ермакова.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не только в специальных (коррекционных) школах, но и в специально организованных классах или в форме инклюзивного обучения. В настоящее время эти формы обучения является приоритетными. Их основной плюс – они дают возможность ребенку с ограниченными возможностями получить большой опыт в социализации в среде сверстников. В этой связи на базе ростовской школы-интерната II вида №48 создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования для тех, кто уже обучается в общеобразовательном учреждении, так и для тех, кто только готовится к инклюзии – включению в массовую школу. В настоящее время в центре сопровождения 25 детей с ограниченными возможностями.
«Некоторые родители не хотят отдавать своего ребенка в специализированную школу-интернат. Для этого как раз таки и организовали наш ресурсный центр, – рассказывает заместитель директора по научно-методической работе школы-интерната II вида №48 г. Ростова-на-Дону Алла Дорохина. – В нашем центре эти дети имеют возможность получить коррекционную помощь, чтобы они могли получать нормальное образование в общеобразовательных школах. Кроме того, если это надо, мы разрабатываем индивидуальную образовательную программу для ребенка».