«Разрабатывая стандарт, мы пытались актуализировать тему непрерывности образования», – заявил в ходе прошедшей пресс-конференции один из разработчиков стандартов, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Александр Михайлович обратил внимание журналистов и представителей образовательных учреждений на то, что образовательные стандарты для старшей школы впервые создаются в зоне такого бурного общественного и профессионального обсуждения. Впервые документ стандартов выстроен как общественный договор, в основу которого положены требования семьи, общества и государства.
Авторы проекта исходили из того, что ребенок получает базовое образование с первого по девятый классы. А старшая ступень призвана подготовить его к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности и социализации. «Мы опирались, прежде всего, на результаты девятилетнего эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени обучения», – пояснил Александр Михайлович журналистам, родителям и педагогам.
На сегодняшний день дети изучают до двадцати предметов. Если предметы разбить по неделям на два года, то получится, что они изучаются школьниками один-два часа в неделю. «Профессиональные педагоги знают, что один час в неделю на предмет – это профанация. Мы также с вами хорошо знаем, что большое количество предметов на старшей ступени приводит к тому, что еще в советское время школа и родители ориентировали своих детей на один-два предмета, которые реально будут нужны для поступления в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, – подчеркнул Александр Кондаков. – Ни для кого не секрет, что на старшей ступени школы мы, педагоги, закрываем глаза на то, что, готовясь на мехмат, ребенок может мало уделять внимания таким предметам, как история и литература».
Изначально в 2002 году концепция профильного обучения предполагала сокращение числа предметов. Основываясь на результатах эксперимента по введению профильного обучения, создатели ФГОС второго поколения предложили сократить число предметов до девяти-десяти. Это обязательное количество. Каждый учащийся должен будет выбрать один-два предмета из шести предметных областей:
филология;
иностранный язык;
математика и информатика;
общественные науки;
естественные науки;
искусство или предмет по выбору.
Тем самым будет обеспечена профилизация подготовки. Все предметы внутри этих областей делятся по глубине изучения: интегрированный, базовый и профильный уровень.
Интегрированный уровень был разработан для того, чтобы ребенок, если он идет, например, по естественнонаучному направлению, изучал не весь набор общественных наук, а «Обществознание»: «Я хочу напомнить, что учащийся девять лет уже отучился и базовые знания получил. На интегрированном уровне предметные результаты должны быть ориентированы на реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающегося на основе усвоения им ключевых теорий, идей, понятий, фактов, относящиеся к различным областям знаний. То, что выделено РАН как обязательное знание для образования на протяжении всей жизни, в интегрированном предмете обязательно будет реализовано», – заверил Александр Кондаков.
На профильном уровне идет более глубокое изучение предмета. Это освоение учащимся систематических знаний и способов действия, присущих данному учебному предмету. Учащиеся должны решать задачи освоения базовых наук, подготовки к последующему образованию и профессиональной деятельности. Предметы базового уровня предполагают изучение ребенком систематических знаний и способов действия, присущих учебному предмету, и решение задачи освоения основ базовых наук для поддержки избранного обучающимися направления образования.
Обращаясь к аудитории, Александр Михайлович развеял несколько мифов о ФГОС: «Ребенок обязан изучать и русский язык, и литературу, и математику, но на том уровне, который для него является приемлемым. Я обращаю внимание, что в полемике мы видим в основном предметных лоббистов, которые спрашивают: «Где мой русский язык?», «Где моя математика?». Новый стандарт направлен прежде всего на развитие личности ребенка. Мы ориентируемся на то, как обеспечить запрос обучающегося. Ребенок не может выбрать для изучения родной язык и проигнорировать при этом русский, являющийся государственным. Он обязан взять русский язык и только при этом условии сможет взять еще и родной. Кроме того, новый стандарт дает возможность изучать два иностранных языка».
Авторы проекта предложили три общих предмета для всех: «Россия в мире», «ОБЖ» и «Физическая культура». «Россия в мире» компенсирует отсутствие предмета «История» в 10–11 классах. Самой истории в этом курсе планируется 50%. В другую часть будут входить география, политика, культура и экономика. Число учебных часов не сократится и составит 30–36 часов.
Подводя итоги, разработчик пояснил: «Новые стандарты образования призваны дать возможность выбрать ребенку те профилирующие предметы, которые отвечают его личным запросам, избавить его от избыточной и ненужной ему деятельности, дать возможность школе подготовить ребенка к успешной социализации и профессиональному образованию».
Изменения в проекте ФГОС
Напомним, что первый вариант ФГОС вызвал шквал критики педагогической общественности и родителей. В связи с этим 15 февраля на суд общества на официальном сайте Министерства образования и науки РФ был выложен измененный проект стандарта. Негативную реакцию общества, вызвало, в частности, отсутствие в первом варианте стандарта русского языка и математики в числе обязательных предметов.
В измененном варианте стандарта для старшей школы указано, что русский язык и математика обязательно присутствуют в программе высшей школы, независимо от того, какие дисциплины ученик выберет из различных предметных областей. Например, из предметной области «филология», в которую входят «русская словесность», «русский язык и литература» и «родной язык и литература» (для тех, у кого русский язык не является родным), ребята должны выбрать в обязательном порядке либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу» на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании для изучения выбирается «родной (нерусский) язык и литература» на одном из представленных уровней. Уровень подготовки по этим предметам может быть разным. Интегрированный уровень подразумевает под собой обучение основным моментам науки, общее ознакомление, базовый – подробное изучение, предметные результаты на профильном уровне должны быть более глубокими, чем это предусмотрено базовым уровнем.
То, что проект вызвал такую бурную дискуссию, совсем не удивляет директора одной из школ города Ирину Анфалову. «Сейчас это обычная практика разработки и принятия законов, – подчеркивает Ирина Викторовна, – сначала проводится экспертиза проекта, его изучают ученые, юристы, специалисты Министерства образования и науки, проект вывешивается на сайте для обсуждения, наиболее здравые предложения принимаются во внимание, затем стандарт снова публикуют. Многие просто не читали стандарт, но наслушались возмущенных отзывов от знакомых и составили о законе не совсем верное мнение. Бурное обсуждение стандарта говорит о том, что общество развивается, становится грамотнее и интеллектуальнее. Хотелось бы, чтобы разработчики внесли разъяснения на счет сдачи ЕГЭ. Будет ли предоставлено право выбора сдачи единых государственных экзаменов, необходимых выпускникам при поступлении, или русский язык и математика будут обязательными?
Учитель Татьяна Калистратова считает, что «школа не готова к принятию новых стандартов образования»: «На нас, преподавателей, ляжет несоизмеримо большая нагрузка, которая и сейчас велика. Обострится проблема нехватки кадров. Недавно в обязанность учителей вошло выставление оценок в электронный журнал. Для родителей это очень удобно: теперь они могут посмотреть успеваемость своего чада в Интернете, но для учителей это дополнительные обязательства. Школы просто не успевают справляться со всеми нововведениями в образовательном процессе».
Директор гимназии Дамир Тимерханов полагает, что изменения в проекте ФГОС на деле ничего не меняют. «Опасения относительно реализации ФГОС в реальной жизни, которые были у меня ранее, только усилились, – говорит Дамир Галиханович. – Да, у детей должен быть выбор, и знания, которые дети получают в школе, должны быть практикоориентированы. Эти два посыла нового стандарта верны. Но их реализация может оказаться далекой от идеальной картинки, которую нам рисуют чиновники. И тому есть несколько причин. Во-первых, нужно оценить степень готовности детей (и родителей) так рано выбирать предметы, которые в дальнейшем повлияют на их жизнь. Эта готовность выяснится только в процессе реализации стандарта. Второе – это организационный вопрос. Как смогут школы организовать такой большой спектр выборности? Кто обеспечит этот выбор финансово? И третий момент: парадокс в политике государства. С одной стороны, наше государство заявляет о курсе на модернизацию, о новых технологиях, в частности, о нанотехнологиях. Но при этом собирается утвердить стандарт, который даст детям возможность еще в школе отказаться от таких «сложных» физики, химии, биологии, алгебры, геометрии.
Сам господин Кондаков приводит пример выбора профиля, связанного с журналистикой, а не профиля, связанного с инженерной специальностью. Можно предположить, что в первую очередь дети будут отказываться от самых сложных предметов. Откуда же потом, в будущем, возьмутся специалисты, интересующиеся высокими технологиями? Как они будут поступать в вузы? Если стандарт будет принят в таком виде (а в измененном варианте стандарта такая возможность выбора сохраняется), то есть риск, что вся страна пойдет по пути наименьшего сопротивления и сделает выбор в пользу тех предметов, которые покажутся наиболее легкими.
Больше всего вопросов к новому варианту стандартов у родителей. В частности, их беспокоит, как именно, согласно новому варианту стандартов, будут строиться отношения между школьным учреждением и родителями?
Эксперты поясняют, что теперь отношения родителей и школьных учреждений будут закрепляться общественным договором: «Родители и представитель школы будут подписывать специальный документ – общественный договор, в котором будут прописаны все права и обязанности сторон. Например, родители обязаны предоставить условия для обучения ребенку, следить за его здоровьем, внешним видом и тому подобное, представитель школы в свою очередь обсуждает и прописывает в договоре обязательства в отношении ребенка, которые берет на себя школа».
Волнует родительскую общественность и таинственный «индивидуальный учебный проект». Как будет осуществляться его реализация? Будет ли результат этой индивидуальной работы учитываться при сдаче экзаменов? По словам экспертов, индивидуальный проект не так сложен, как может показаться на первый взгляд. В рамках проекта ученик исследует какую-либо тему, к примеру, проблему толерантности, или проблему чистой воды в реках и тому подобное. Проводит исследования, ставит цель, определяет задачи, приводит доказательства проекта. Это внутренний экзамен в школе, в форме ЕГЭ его сдавать не будут, но это одно из условий окончания школы
В ходе обсуждения измененного варианта ФГОС в Москве на встрече с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко многие участники спора предлагали и вовсе выбросить проект в корзину или оставить только в качестве пояснительной записки, так как в нем одни общие слова и никакой конкретики. Участники прошедшей пресс-конференции не были столь категоричны. Но в целом по итогам беседы пришли к выводу, что и в том, и в другом проекте больше вопросов, чем ответов. Особенно много спорных моментов в проекте ФГОС. По-прежнему непонятен предмет «Россия в мире», и все чаще звучат мнения, что его стоит распределить по другим предметам, например, включить в курс по истории.
Обязательным для утверждения законопроекта останется уровень эксперимента. Прежде чем ФГОС вступит в силу, он будет опробован в качестве эксперимента в 20 школах России. Вопрос о том, будут ли среди них школы нашего региона, пока остается открытым.
Фото: Фото с сайта Prosv.ru