Мои воспоминания посвящены работе «на колесах» – труду проводника, которому я посвятила летние каникулы. Для большинства из вас долгожданное лето – возможность отдохнуть, а для студентов (не для всех, а для самых настырных) – это новые возможности для поиска работы. По старой привычке не пропускаю ни одного объявления о вакансиях.
Стены родного университета оклеены листовками с заманчивым предложением – поработать проводником. С плаката приветливо улыбается девушка в яркой форме и с кружкой чая в руках, приглашая не только заработать, но и вдоволь попутешествовать. Ну что ж, попытка не пытка, и я иду записываться на курсы проводников. Они рассчитаны на два месяца и проходят в родном университете по вечерам. Кроме курсов, меня ждут две медкомиссии (общая – для получения санитарной книжки и специальная – для установления профпригодности), ведь чтобы выдержать работу в поезде, нужно просто-таки богатырское здоровье.
Тяжело в учении
Организация, которая набирает и подготавливает будущих проводников, – тоже студенческая трудовая община, представляемая ООО N. Массовый набор студентов в сферу ЖД связан с тем, что большинство кадровых работников в это время уходят в отпуск. У нашего преподавателя стаж работы в этой сфере очень солидный. Он признался, что когда-то давно, так же как и мы, долго не раздумывая, просто ради интереса записался в отряд проводников и вот теперь у него за плечами многолетний стаж работы в этой области. Теперь он уже никуда не ездит, а только преподает и работает инструктором в резерве проводников.
Он сразу предупреждает нас: «То, что я вам читаю, голая теория. Видеть все на картинках и схемах – одно, а изучать устройство вагона на деле, правильно щупать буксы, проверять работу систем – совсем другое. В дороге вам придется отвечать за сотни жизней. Только представьте: на отдых в летние лагеря отправятся целые поезда детей, и ответственность за жизнь и здоровье 52-х детей в вагоне ляжет на ваши плечи. Запомните: пассажир, как и покупатель, всегда прав. В дороге он может отдыхать и резвиться на правах ребенка: с момента отправки состава с вокзала начинается его законный отдых. И оспаривать это право бесполезно. Вы должны знать и собственные права, и права пассажиров, а также четко соблюдать определенные правила поведения, униформы, этикета.
Успешно сдав экзамены (если у тебя нет пропусков, то зачет гарантирован) и пройдя комиссии (медицинские, пожарные, по охране труда), я стала счастливым обладателем пакета документов, и теперь могу гордо именоваться проводником пассажирского вагона.
Приключения «хвостиков»
Сразу в самостоятельный рейс отправляться нельзя – теорию нужно закрепить практикой. Для стажеров предусмотрены две поездки с действующими проводниками. Одна ознакомительная, местного масштаба – в пределах области. В ходе нее мы должны были наблюдать за работой проводников в паре. Вторая – на поезде дальнего следования (кому на какое расстояние повезет, меня, например, отправили в Москву, а кого-то – в Нижневартовск или Адлер).
В этой поездке я теперь – третий проводник, или «хвостик». На мне строгая форма (белая классическая рубашка, черная юбка до колен, черные классические туфли, зеленая ветровка-целинка и обязательно бейдж). Графика работы у нас еще не было, и наша практика в основном зависела от того, повезло ли нам с характером кадрового проводника.
Нам доверяли только самую простую работу: вынести мусор, помыть полы. Эта первая поездка не оплачивалась, в счет шли только часы, количество которых мы должны были отработать – это обговаривалось еще в трудовом договоре. Таким образом, мы не имели права отказаться от работы проводника, если, например, изменились какие-то планы личного или семейного характера или если новичок впал в ужас после увиденного в первой поездке.
Такие случаи тоже были! Кстати, час работы здесь оценивался в 55 рублей. Причем понятия «рабочие сутки» не существует: если ты едешь на расстояние 7000 километров и находишься в поезде шесть с половиной суток, то из них оплачивается только половина твоей работы. Считается, что остальное время тратится на сон. То, что и в положенное для отдыха время часто бывают форс-мажорные ситуации, в которых без сна и передышки проводятся чуть ли не целые сутки, никому не интересно. Зарплата выдается раз в месяц. Из нее вычитается стоимость потерянных пассажирами вещей (например, если гость поезда потерял ложку, наволочку или еще хуже – ремень безопасности и скрыл пропажу или кражу, а невнимательный проводник не заметил этого, то платить проводнику придется из собственного кармана).
Потери в поезде в течение смены растут как снежный ком и грозят серьезными неприятностями проводнику. Если по приезде на малую родину вы и ваш напарник-проводник не досчитались одной ложки или подстаканника с именной надписью РЖД, то вы не уйдете из поезда, пока не пополните их число. А в штабе цены на все завышены не менее чем в два раза. За этим в резерве (или «стояке»), месте, где производится чистка-мытье, проверка поездов, ведется очень тщательное наблюдение. За этим следят люди в оранжевых жилетах – бригада «комплексных».
Боевое крещение
После посвящения в эти правила, разбив на пары и предварительно записав в «железный» график, нас отправили в первую самостоятельную поездку. Во время учебы нам сообщалось, что мы сами можем выбирать себе удобное нам время и маршрутное направление. Ничего подобного! Это зависит не от нашего желания, а от нарядчиков – людей, которые расписывают количество проводников именно так, как этого требует ситуация на железной дороге. Учитывается число вагонов, необходимо, чтобы состав состоял не только из студентов. В штабном вагоне и на «хвостах» поезда должны находиться кадровые проводники.
В резерв проводников мы должны были прибыть за четыре часа до отправления поезда. Перед тем как «получить» вагон, нужно отметиться у нарядчиков. Затем планерка (это что-то вроде лекции, на которой главный инструктор знакомит нас с ошибками, которые мы можем допустить в дороге). В ходе планерки нас пугают статистикой несчастных случаев, которые произошли с нашими коллегами или с составом. Проводник должен быть готов ко всему. И вот мы записали правила в заветную тетрадку, распределились по вагонам и познакомились с напарниками. Напарник для проводника на ближайшие пять-семь дней – самый близкий человек. В идеале это должен быть ответственный, надежный и верный товарищ, да еще и без вредных привычек и адекватно воспринимающий действительность. Таких на моем пути было немного, но все же они существуют, и тем они ценней.
И снова как в первый класс
И вот передо мной мой первый вагон. До отправления поезда нужно заметить и по возможности исправить и восполнить все вещественные потери, проверить исправность всех дверей, ручек, зажимов, кранов и раковин. Затем в зависимости, какой вам вагон достался – купе или плацкарта – застелить белье и привести в порядок служебное отделение и санузлы. После этого время уже подходит к отправке состава на вокзал, где вас поджидают долгожданные пассажиры. Люди, конечно, же мечтают о комфорте в поезде. Но если в вагонах купе или фирменных поездах эта мечта осуществима, то в плацкарте… Кто ездил – тот поймет! Практически всегда здесь нет кондиционера, окна можно открывать далеко не всегда. Многие либо не открываются вовсе, так как они аварийные, если же открываются, то западают обратно внутрь. Пассажирам это объяснить очень трудно. Они не желают страдать из-за несовершенства поезда, и обвинения в адрес обслуживающего персонала сыпятся как из рога изобилия.
И на суше, и на море
Передо мной на перроне станции перед поездом на Адлер на посадке более 30 пассажиров, остальные подсядут позже, пустых мест не будет точно. В первый раз билеты проверять сложно – все изученные ранее на лекциях шифры и обозначения стираются из памяти в первые же пять секунд. Со всех сторон слышно: «Что ж так долго? А нельзя побыстрее? Как будто в первый раз!» Да, действительно, в первый. Мне хотелось бы, чтобы пассажиры этого не заметили, но по их глазам видно, что они уже раскусили новичка. Это только кажется, что проверять билеты легко. На самом же деле в них есть специальные пункты и обозначения, категории и символы, которые нужно расшифровать, сопоставить и сверить с паспортными данными.
Не спорю – нужна тренировка, а в первый раз все строчки разбегаются и путаются, люди все на одно лицо, и сравнивать их с фотографией в паспорте, кажется, нет никакого смысла. И вот все заняли свои места, провожающие покинули салон, а проводник и напарник должны в это время должны четко следить за перроном, на случай если кто-то опоздал и в эту минуту бежит в надежде догнать свой поезд.
Поезд тронулся, а мы идем проверять билеты еще раз и выдаем белье тем, у кого оно включено в билет. Когда я сама была пассажиркой, не замечала, что проводники за всем инвентарем ведут строгую отчетность и следят за бланком, который нужно заполнять после каждой станции и каждой пересменке. Ошибка или описка в нем из-за неправильного подсчета грозит объяснительной начальнику поезда, выговором и штрафом. Не замечала я и того, что на станциях всегда неожиданно заходят ревизоры. Проверяется все: количество пассажиров, их сверка с личными данными и паспортами, чистота в вагоне, форма, белье, состояние санузлов, и, конечно же, тех самых бланков, и многое другое, на что трудно обратить внимание новичку. Это независимая проверка, нагоняющая страх не только на проводников, но и на самого начальника поезда. Именно поэтому с нас по цепочке собирают деньги, цена варьируется в зависимости от уровня «неподкупности» ревизоров. Начальник поезда понимает: не только студенты в первом рейсе, но и кадровые проводники навряд ли избежат выговора, а потом и пункта (штрафа). Все зависит от того, к чему они придерутся. Ревизоры обычно обращают внимание на то, что исправить практически невозможно…
Дорога к морю занимает трое с половиной суток. Если пассажиры попались общительные и хоть чуточку образованные, то дорога покажется в два раза короче, несмотря на далекие от идеала условия. Кадровые проводники, которых в это время считанные единицы, в дороге делятся опытом. «Это вы пока молодые студенты, пришли, откатались лето и разбежались дальше учиться, вот вам и весело – все с шутками, да чем-то новым, а нам чего ждать? Вот уже 20 лет я тут, затянула меня железная дорога, как азартная игра... А ведь сюда я после школы сразу пришла, учиться не хотела, быстренько выучилась на курсах и укатила... время пролетело. Теперь бы рада уйти, да некуда, образования нет, да и смысла не вижу, так что учитесь, дети, учитесь! Только летом можно вот так подзаработать!» Это горькие, но вполне правдивые слова уставшей женщины, большая часть жизни которой прошла в пути.
Тяжело в бою
Трудно приходилось в первые поездки: все станции казались на одно лицо, особенно ночью, когда нужно было высаживать пассажиров, а в расписании, предназначенном для проводника, для ориентировки указано только время. Та же путаница и с пультом управления, следить за которым должен проводник. От этого пульта зависит в вагоне практически все – и свет, и отопление, и вентилятор, и напряжение, и титан. Следить за всеми этими рычажками и цифрами, а также выписывать все показания в специальную тетрадь, которую потом проверяют поездной электромеханик и начальник поезда, очень нелегко.
А делать все это нужно одновременно, а кроме всего прочего, еще и следить за всем нужно было одновременно. Пока твой напарник отдыхает, нужно успеть еще и вымыть полы, и продать предназначенную каждой паре проводников так называемую чайную продукцию и газеты (если определенный план не выполнен, то все оставшееся нужно выкупать самому!), и впустить-выпустить новых пассажиров, выходить на каждой станции, следить за всеми дверями, на указанных в расписании станциях выносить мусор, а его порой было просто ну очень много, и, конечно же, вести учет буквально за всем – и за имуществом вагона и практически за каждым пассажиром в отдельности, потому что пока он находится в твоем вагоне, ответственность за него несешь ты. Обычно пассажиры садились в вагон вполне адекватными (пьяных проводник не имеет права впускать в вагон), а потом им становилось скучно, и они наносили ущерб соседям. А разрешать эти проблемы должен проводник.
Много споров вызывала проблема верхних и нижних мест: пассажиры часто хотят поменяться полками с соседями и спорят, словно малые дети. Разрешить спор должен проводник.
Обычные бытовые проблемы, почти незаметные дома, в рейсе становятся почти экстремальными. По накалу эмоций в один рейс вмещается целая жизнь.
Муки совести бывшей пассажирки
Сожалею я лишь о том, что раньше, когда сама была пассажиркой, не обращала внимания на некоторые мелочи, заметить которые не помешало бы. Ведь можно значительно облегчить жизнь не только себе, но и окружающим, если просто положить мусор прямо в бак, а не мимо, не рядом, и не в окно, и затем плотно закрыть крышку. Не вымаливать у проводников открыть дверь туалета в неположенном месте, в только что начавшейся санитарной зоне, ведь потом они будут платить штраф просто за твою маленькую прихоть. И уж конечно не шуметь после того, как по общепринятому закону выключили свет... Осознание этого приходит только после того, как испытаешь все на собственном опыте…
Сделал дело – гуляй смело!
Ну, а кто как не проводник может похвастаться, что за один месяц аж целых четыре раза побывал на Черном море, в таких городах как Новороссийск, Анапа, Адлер и причем время выхода в город не превышает и двух часов! Но за это время мы успевали и загореть, и пробежаться по городу и, конечно же, искупаться в море! И никто из отдыхающих не догадывается, что всего лишь полчаса назад мы с напарником произвели генеральную уборку всего вагона и его составных частей, пересчитали весь инвентарь и даже сдали отчет! От местных курортных нас отличает только спешка и отсутствие максимально черного загара…. Ну ничего, к концу лета наверстаем!
Снова дома
Не успеешь приехать домой, как тебе снова грозят быстрые сборы в очередной рейс. В огромную спортивную сумку аккуратно складываю всевозможные непортящиеся продукты: консервы, паштеты, каши в банках, как из сухпайка солдата, пакетики с рисом и гречкой, печенье, хлеб и все, что позволяет фантазия! На первый день еще можно позволить себе роскошь – свежее скоропортящееся домашнее продовольствие, но только чтобы съесть сразу, а то потом придется выкидывать. Зато теперь я не только рис могу сварить без огня, но и суп!
И вот нас снова ждет резерв, затем вокзал и долгих три с половиной дня в дороге с неизвестными и неожиданными ситуациями и в какой-то степени испытаниями. Это как повезет, в этой профессии удача нужна в первую очередь.
Заработок тем летом получился самый настоящий – за два месяца, проведенных в поезде, за вычетом денег, потраченных на форму, продукты питания и подати ревизорам, я заработала 13,5 тысячи рублей.
Теперь я поняла слова нашего преподавателя, и у меня сложился собственный багаж историй, такой огромный, что не поместится и в целый поезд с восемнадцатью вагонами…