В Семикаракорском районе не утихает скандал с вывозом на местную свалку загрязненного мазутом песка. Хоть власти и пообещали, что свозить мазут в Ростовскую область не будут, часть нефтеотходов всё еще остается на территории мусорного полигона. Корреспондент 161.RU побеседовал с экспертами, чтобы узнать, возможна ли в регионе экологическая катастрофа и что делать с уже доставленным мазутом.
Жители Семикаракорска рассказали 161.RU, что мазут c черноморского побережья свозят на свалку в нескольких километрах от города, принадлежащую компании «Южный город». Она заключила контракт на утилизацию нефтеотходов с властями Кубани. Жители Семикаракорского района забили тревогу из
Эколог Ирина Черкашина в беседе 161.RU акцентировала внимание, что полигон приспособлен для хранения твердых бытовых отходов, а не для утилизации нефтепродуктов. Неясно, как компания «Южный город» в Ростовской области вообще получила контракт и разрешение на такие работы.
Компания «Южный город» работает в Ростовской области с 2010 года. Директор фирмы — Ольга Рудова, а владелец — Ольга Гузар. Несмотря на стабильный рост выручки компании, достигшей в конце 2023 года 530 миллионов, чистая прибыль составила всего 7,2 миллиона рублей. Контракт с кубанским Министерством ГО и ЧС на вывоз отходов стал крупнейшим в истории компании.
— Мазут — особое вещество, которое предполагается все
Экс-начальник Южного управления государственного речного и морского надзора Александр Андрусенко также заявил 161.RU об особой опасности хранения и утилизации мазута на непригодной для этого площадке.
— Дело в том, что это груз, который, согласно классификации международной, считается опасным. Я думаю, что все видели результаты катастрофы в Краснодарском крае на птицах, на камнях, на песке. Это токсичный материал, который необходимо очищать и перерабатывать. Я видел, что там [в Семикаракорском районе] речь шла чуть ли не о сжигании этих остатков, но очевидно, что это всё попадет в воздух, — рассуждает Андрусенко.
По словам эксперта, перерабатывать мазут нужно на специализированных предприятиях, которые зачастую располагаются у нефтехранилищ. При этом предприятий с нужной технологией в России немного.
— Чаще всего это предприятия, которые связаны в своем технологическом цикле с нефтепродуктами. Мы еще с конца 90
Александр Андрусенко говорит, что любая технология, которую выберут власти, должна быть представлена жителям «в обязательном порядке».
— Люди должны понимать, что может происходить, в полном объеме. Информация должна быть прозрачной. Это преступно — отсекать людей от принятия решений там, где они живут. Необходимо четко показать наличие необходимых мощностей для переработки, показать последствия для окружающей среды. Плюс в обязательном порядке предусмотреть контроль населения за тем, как происходит переработка. В любом случае чистить мазут где-то надо. Это родина наша — Краснодарский край, Ростовская область — какая разница? Вопрос только в одном — в умении, способностях и наличии материальных средств. И гласности, открытости того, кто это делает, — считает Андрусенко.
Мазут, как полагают экологи, рискует мигрировать в почву, подземные воды, а оттуда уже — в реку Дон. Оставшийся на территории свалки в Семикаракорском районе мазут необходимо как можно скорее вывезти и грамотно утилизировать, считают наши собеседники.
— Есть механизмы рекультивации, они, скорее всего, и должны быть применены. Нужно изучать ситуацию, подбирать технологию, которая бы не повредила ни почвам, ни водам окружающим, — говорит эколог Ирина Черкашина.
— У нас лето очень жаркое. Мазут — жидкая фракция. Текучесть мазута при повышении температуры увеличивается в разы. Опасность попадания неочищенного от мазута грунта крайне велика. То есть, если так оставить, мазут рано или поздно при температуре, как у нас бывает в +40 градусов, в виде паров потихонечку просочится. И, соответственно, отравит и озеро, и Дон, и всё что угодно. Также я не представляю себе, что переработка мазута может быть связана с его сжиганием. Вы сами понимаете, что будет с воздухом, — предупреждает Александр Андрусенко.
Он добавил, что проблему нужно решать оперативно.
— Срочно нужно готовить правильную площадку и перетаскивать мазут туда. А дальше уже думать, как его перерабатывать, чтобы он не испарялся, не проникал в почву. Только так, другого варианта нет, — заключил Андрусенко.
Согласно контракту компании «Южный город» с кубанскими властями, фирма за утилизацию 52 тысяч тонн мазута должна была получить 572 миллиона рублей. По документам, отходы изначально должны были свозить в Аксайский район. Но после возмущений жителей мазут решили сгружать на полигон под Семикаракорском.
Экологическая катастрофа в Керченском проливе произошла 15 декабря 2024 года. Два танкера с нефтепродуктами потерпели крушение, а тысячи тонн нефтепродуктов оказались в Черном море. Пятна мазута попали на побережье. Волонтеры со всей страны практически круглосуточно очищают берега и спасают животных. По оценкам экологов, на ликвидацию последствий ЧС уйдет еще около 10 лет.