Центр Ростова которое лето подряд становится желто-зеленым — часть деревьев будто покрывается ржавчиной и выглядит так, словно на дворе не июнь-август, а середина октября. Почему так происходит и для каких деревьев осень начинается на пару месяцев раньше, узнали у эколога, кандидата географических наук, директора Ростовской региональной общественной организации «Экоправо» Ирины Черкашиной. А еще у ростовских чиновников.
В ростовской администрации редакции ответили, что деревья так рано пожелтели из-за резко наступившей жары. За содержание зеленых насаждений, высаженных за счет бюджета города, отвечают районные управления ЖКХ. Исключения — это зелень на территориях, принадлежащих другим структурам.
По мнению же эколога, причина тут иная — эти деревья посадили уже больными.
— Липы у нас все больные, — говорит Ирина Черкашина. — Конечно, жара добавила, но вообще они изначально больные. Как и клены, посаженные по Большой Садовой, а также каштаны. Меня только обругали, когда я [чиновникам] об этом говорила, что у нас беда с деревьями. Мне сказали, что у нас службы работают хорошо. Но на самом деле это всё болезни, и из года в год [страдают] одни и те же деревья: начиная с июня они постепенно превращаются в такие «ржавые».
Высадку в центре начали в 2013 году, после масштабной вырубки на Большой Садовой, которая тогда крайне возмутила ростовчан. «Сносу подлежали только аварийные и возрастные деревья с разреженной кроной», — прокомментировал в 2013 году Владимир Арцыбашев — тогдашний заммэра по вопросам ЖКХ. Он объяснил массовую вырубку стремлением избежать несчастных случаев. В ноябре того же года на Большой Садовой высадили 89 взрослых кленов «явор».
— Сажали макромеры, то есть уже взрослые деревья, которые очень плохо приживаются. Особенно из-за жары. Поэтому было предложение — тогда и [эколог Александр] Водяник говорил, и я говорила, — что необходимо сейчас сделать паузу в посадке кленов, лип и каштанов. Я вообще сказала мораторий объявить. И сажать другие виды деревьев, которые более выносливы. Я этот вопрос задавала [чиновникам], почему выписывают и сажают именно липы и клены, а не другие виды деревьев, которые более подходят нашему климату. Говорят, это дешевле и в питомниках их больше, чем других.
Эколог говорит, что в Ростове совсем не сажают ясень, тополь. Власти отвечали, что ясень, например, высокий, поэтому он опасен, а сейчас не рекомендуется сажать высокие деревья. Что касается тополя, Ирина Черкашина говорит, его перестали сажать, так как он дает пух. У сотен, если не тысяч горожан, пух вызывает сильную аллергию.
— В свое время институт ЖКХ, который у нас был, начинал именно с тополей, весь город был в них. Но за тополями же ухаживать нужно, вовремя обрезать, чтобы они не цвели. Не допускать их старения, потому что пылят они именно из-за него. То есть здесь нужен подход специалиста, а не службы ЖКХ, где вообще нет дендрологов. Так что деревья не просто засохли от жары — есть же деревья, которые нормально стоят, особенно если они не на полной жаре, а в парках и дворах. Ну и никто не пробует другие породы деревьев, потому что опять же инструкции, положения — они у нас преобладают над здравым смыслом.