За несколько последних дней читатели прислали в нашу редакцию десятки кадров, на которых горит трава — например, возле Западного шоссе у Батайска или на Левом берегу. В региональном ГУ МЧС объяснили это плановым выжиганием сухой растительности, которое контролируется пожарными. Дендролог Антон Папков считает, что это приносит как пользу, так и вред.
Весенние профилактические отжиги сухой травы проводятся в регионе каждый год. Но с точки зрения природоохранников, этот вид профилактики сейчас больше опасен, чем необходим, говорит эксперт.
— С точки зрения ботаники, сжигание растительности, во-первых, должно быть очень контролируемо, чтобы это не превратилось в какую-то экстренную либо неординарную ситуацию. Тем более что на Левобережье это очень важно. Во-вторых, зола, которая образуется от сжигания сухой растительности, идет как очень хорошее удобрение, микроэлементы становятся важной подкормкой для растений, — считает преподаватель ландшафтного дизайна в ЮФУ Антон Папков.
По мнению дендролога, в такой профилактике есть и минусы, которые порой перекрывают основную задачу планового отжига.
— Надо же учитывать и минусы. Это опять же выжигание естественной среды обитания животного мира. А это и полезные насекомые, и мелкие копытные — кабаны те же. И фазаны там живут. Это всё уничтожается на самом деле. Нельзя сказать, насколько это вредно или полезно. Тут сложно сделать какие-то конкретные выводы.
«Пользы для фауны — минимум, скажем так»
В феврале этого года Рослесхоз ввел мораторий на весенние профилактические отжиги сухой травы, перенеся основные работы по уничтожению растительности на осень. Но здесь речь идет о лесных хозяйствах. В ведомстве объяснили, что это делается для снижения рисков распространения лесных пожаров.
Контролируемое выжигание в Ростове и области проводят для профилактики против распространения огня. Это самый дешевый метод очистки сенокосов и пастбищ от прошлогодней растительности. Сельхозпредприятия зачастую прибегают к такому способу, но палы порой сами могут становиться причиной пожаров.