Художница из Ростова и создательница бренда керамики «Я домой» Анастасия Луговская выпустила коллаборацию со стендапером Данилой Поперечным*. Ростовчанка сделала для комика 100 керамических черепов в собственной стилистике, в духе осовремененной гжели. Луговская рассказала корреспонденту 161.RU, как сложилось сотрудничество с комиком.
— В июне-июле 2021 года я покупала рекламу в нескольких пабликах в запрещенной социальной сети. Паблики такие, с вайбом российскости, русской хтони, про панельки и вот это всё. Тогда на меня начали выходить медийные ребята — актеры из российских сериалов, Евгений Чичваркин*. Я с этого угорела, думаю: ну, забавно! И как-то между делом я опубликовала пост, в котором упомянула Данилу. Написала что-то в духе: «Дань, смотри, я делаю керамику в русском стиле — на меня подписан Чичваркин, пора и тебе». Сделала сторис — и просто забыла, — вспоминает Анастасия.
Данила Поперечный родился в Воронеже, детство провел в Киеве, а юность в Польше. Получил известность на YouTube сначала как мультипликатор, позднее начиная с 2013 года ушел в жанр стендап-комедии. Выступал против «пакета Яровой», посещал митинг против коррупции в 2017 году, выпускал пародии на Рамзана Кадырова, Виталия Милонова. Осуждал конфликт на Украине, сейчас живет в США.
Настоящий материал (информация) произведен иностранным агентом Данилой Алексеевичем Поперечным либо касается деятельности иностранного агента Данилы Алексеевича Поперечного.
Художница продолжила работать в мастерской. А когда вышла на улицу и поймала сеть — получила ответ от Данилы. Он написал ей: «Подпишусь, если сделаешь для меня расписной керамический череп».
— Я никогда не работала по бартеру, по каким-то условно бесплатным штукам. Но тут было настолько по фану, что я подумала: «Забились, сделаю». И сделала! — рассказывает Анастасия. — Череп отправила в Питер. Помню, Данила удивился его размерам. А я, собственно, всегда любила работать с крупными формами. Прошло время, я уехала из страны. И снова он написал мне в июне 2023 года!
Луговская и Поперечный связались и посчитали, во сколько обойдется создание серии черепов. После подсчета была пауза длиной в полгода, прежде чем Луговская занялась работой. Готовить партию она начала в январе 2024 года и закончила к середине февраля.
Для Анастасии это был первый опыт работы над такими объемами. До этого были только мини-партии, в духе 20 кружек. Луговская отмечает: она художник, а не фабрика, и существенно занижать цену на свои произведения при оптовом заказе она не может.
— Было тяжело! Почти полтора месяца я вообще не поднимала голову: проснулся, поел, сходил в зал — если сходил, — и в студию. И там до 8 часов вечера работала, чтобы потом прийти домой и лечь спать. Я страшно переживала! Сроки были колоссально сжаты. Не понимала, способна ли я вообще сделать всё это. И останется ли при этом право на ошибку? В керамике оно должно быть. Но, оказалось, что могу такое сделать, — говорит Анастасия.
По итогам вышло около 16 бракованных черепов, их пришлось переделывать. Но в итоге Анастасия успела сдать работу раньше срока. Были сложностью с доставкой, задержался дроп — объявление о продаже от Данилы, но, несмотря на, это Луговская называет опыт классным. Она бы предпочла так и дальше работать: по полтора-два месяца тяжело трудиться, а потом получать нормальные деньги.
— Черепа — это полностью задумка Данилы. Я так понимаю, ему нравятся такие вещи. Вообще, я бы не стала делать череп, если бы он мне тогда не сказал, что подпишется. Это не то, что представляет интерес для меня в творчестве. Но здесь гармонично было всё. Сначала по приколу, а затем это перетекло, развилось в работу, — делится Анастасия.
Сначала художницу смущала работа над такими объектами: «микс, мягко говоря, неоднозначный». Она вспоминает, что в ту пору у нее была «околооппозиционная повесточка».
— Иногда я к ней возвращаюсь по старой памяти, людям это нравится. Но для меня это интереса уже большого не представляет, давным-давно. Меня, конечно, напрягало, что я сделала череп с росписью, которую делала всегда. Там был, если память мне не изменяет, омоновец, который пришел к родителям с понурой головой. Но по факту я старалась не думать, как это миксуется. Я просто взяла то, что я рисовала, свой стиль в целом — и перенесла это на череп, — говорит Анастасия. — Когда стало понятно, что мы будем работать, что нужно будет сто черепов, я, признаться, поднапряглась. Особенно в свете событий последних двух лет.
Для себя Луговская решила, что ее совесть чиста: никакого дурного смысла она в эту работу не закладывала. Для нее это в первую очередь «прикол», который превратился в такую большую, плотную работу. Она отмечает, что это коллаборация: ее стиль, но наложенный на форму, которую желал заказчик — Поперечный.
— Очень сильно можно разглядеть какие-то отсылки ко всему, чему только возможно, и миллион статей мне пришить — ну, это как водится. Но с точки зрения морали и этики я решила, что моя совесть кристальна в этом смысле. Потому что для меня в этой истории всё очень понятно. Для зрителя это может быть как-то иначе. Но искусство на то и искусство, чтобы вызывать вопросы, — подчеркнула художница.
В ноябре 2021 года Анастасия Луговская дала большое интервью 161.RU. Она рассказала о своем стиле, социальной повестке в творчестве и работе со знаменитыми клиентами. Анастасия родилась в селе Покровском, недалеко от Таганрога — сначала ей не нравился Ростов. Но после она начала называть себя «амбассадором Ростова».
Луговская уехала из России в 2022 году, после начала спецоперации. Ключевые причины — страх перед репрессиями и потенциальное исчезновение клиентов. Читайте другие истории уехавших ростовчан.
* Признаны иностранными агентами.