6 января на юге России — это не просто Сочельник, а еще и день Коляды. Что это такое и как колядуют на Дону? Об этом 161.RU спросил у старшего преподавателя кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ Марии Карпун.
Что такое Коляда?
— Название Коляда возводят к латинскому Kalendae — «первый день месяца», — объясняет Мария Карпун. — В славянской культуре это Рождество — именно с него начинается отсчет нового года у православных. Термин «коляда» может называть и обрядовую песню, и обряд в целом, и участников ритуала, и обрядовый предмет. В большинстве славянских языков коляда и ее производные означают также «дар», «подаяние колядующим».
Колядование — обходный обряд:
— Это ритуальное хождение по домам с поздравлениями, благопожеланиями. Во время таких обходов хозяева обязательно одаривали или угощали исполнителей обряда. Считалось, что такой визит обеспечит семье благополучие на весь год. В некоторых местностях колядующих мужчин сажали на перьевые подушки. Считалась, что это запрограммирует порядок в домашнем птичьем царстве, что куры будут хорошо нестись.
Колядовали не только мужчины. В некоторых местностях описываются как исключительно маскулинные, так и женские группы. Последние называли шайками, они обычно «христославили». Дети тоже участвовали в колядовании. При этом на Дону предпочтительно было, чтобы колядовали мужчины или юноши. Хороший знак, если первым в новом году в дом войдет именно мужчина.
Как колядовали?
Колядовать начинали в Сочельник. Сначала ритуал совершали взрослые. А утром дети несли родственникам и соседям кутью, поздравляли, пели колядки. Вот пример колядки, которую записали в хутор Лобачев Обливского района:
Где я сам махну, там жито растеть.
Дева Мария истина сына,
Бога, прасила: «Уради нам, Боже,
Жыта да пшыницы,
Гарох — чичивицы…
— Могли произноситься также шутливые детские приговоры — просьбы подарков. Например, украинское: «Колядин, колядин, я в батька один, / В порватiм кожушку, вынесiть пампушку». За колядование хозяева одаривали — чаще всего сладостями или продуктами, праздничными блюдами, выпивкой, но могли и деньгами, тканью. После всё собранное делили на всех участников поровну, еду съедали на совместной трапезе, — рассказывает Карпун.
Кроме песнопений, люди посевали — осыпали зерном комнаты. Это считалось пожеланием не только хорошего урожая, но и благополучия, удачи, прибыли и достатка.
Не пустить колядующих нельзя, иначе грозят неурожай или несчастье в доме. Кстати, «наказание» могло наступить в тот же вечер.
— Ворота снимали с петель и переносили в другой двор. То же могли проделать с забором. Эта традиция имеет очень давнее происхождение и изначально была не возмездием, а обязательным элементом празднования. Новый год прокладывает свой путь, нужно отыграть это, передвинув ворота или дверь на новое место. С течением времени смысл этого действия забылся и стал восприниматься как шалость, — поясняет эксперт.
Донские особенности
Колядки на Дону часто становились колыбельными или потешками. Вот пример, записанный в районе станицы Каменской, когда к классической русской колядке добавился новый фрагмент, отражавший донские реалии и в то же время переводивший текст в разряд шуточного:
— А игде казаки?
— На вайну ушли.
— А игде вайна?
— У бапки на печи.
Кстати, до революции казачьи святочные обходы отличались от крестьянских тем, что люди непременно заходили в станичное правление.
А это пример донской колядки, которую могли исполнить у дома парня:
Ой, рано-рано куры запели,
А еще раньше Ванечка встал.
Святой вечер.
Лучком забряцал;
Стрелою засветил,
Братьев побудил.
Вы, братцы, вставайте,
Коней седлайте,
И поедем во чисто поле на гулянье.
Я там назнал куну в дереве,
А красну девку в тереме.
Вам, братцы, куну в дереве,
А мне, молодому, девка в тереме.
Святый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
За эту весть — чарок шесть,
А хоть одну — так добрую,
А в добавок колбасу,
Куренка да поросенка.
(Запись из архива Н. А. Власкиной)
Сейчас колядование, в том числе и на Дону, сохранилось в упрощенном виде: традиция обходить дома сохраняется, но ритуал сократился до исполнения части колядки, а посыпание игнорируется.
— Этот обычай повсеместен и обязателен у кубанских казаков, а у донских — нет. В одних казачьих станицах говорят, что всегда носили кутью, а в других — тоже казачьих — что кутью носят на Украине, а на Дону не носят, — добавила Карпун.