Ростовский «спектакль-прогулка» «Волшебная страна» «Театра 18+» получил престижную театральную премию «Золотая маска». Церемония прошла вечером во вторник, 16 апреля, в Москве. Постановку признали лучшей в номинации «Эксперимент».
Спектакли из Ростова участвовали в конкурсе впервые за восемь лет: кроме «Волшебной страны», на победу в четырех номинациях претендовала еще одна работа театра — спектакль «Ханана» (он остался без наград).
161.RU поговорил с творческой группой «Волшебной страны»: автор постановки, главный режиссер театра и актриса рассказали об отношении к награде, забавных случаях во время прогулок и премьере нового проекта.
Всеволод Лисовский, автор спектакля «Волшебная страна»:
— На вечеринке в 2015 году мы общались общались с Юрием Муравицким. Не помню точно, кажется, я его спросил, почему он меня в Ростов не зовет работать. Так эта идея и осталась ждать своего часа. В таком задумчивом режиме она просуществовала пару лет.
Я понял, что хочу сделать в Ростове городскую историю, в которой смогут участвовать жители. Изначально думал поработать с темой городских страхов. В 2017-м приехал в Ростов — до этого не был у вас лет 20; познакомились с труппой и начали репетировать.
Книга «Волшебная страна» Максима Белозора идеально подходила под придуманный мной концепт. Это, правда, был самый простой и очевидный ход. Как правило, я сомневаюсь в успехе, когда всё лежит на поверхности — но с городскими страхами идея как-то не сильно пошла, и я понял, что выбрал правильную основу для спектакля.
Для зрителей никакого конфликта театра на улице не было, потому что мы изначально не вводили людей в заблуждение — не обещали занавес и авансцену и не тащили потом во дворы. Прогулка по улицам города — сам по себе достаточно приятный процесс. А те, кто в принципе не готов к экспериментам, и так к нам не пойдут.
На «Золотой маске» в этом году была уникальная ситуация. Большинство творческих групп, которые реально занимаются в России новым театром, были отмечены вместе с нами в номинации «Эксперимент». Кроме личных мелких радостей, нас интересует развитие нового театра — и с этой точки зрения было абсолютно пофиг, кто получит награду. Законы конкуренции вчера не работали. Победе любого из номинантов я бы радовался не меньше, чем нашей.
Театральные премии выполняют две задачи. Во-первых, они устанавливают иерархию среди коллег (но при этом я знаю очень много уважаемых режиссеров, которым «Маска» до сих пор не досталась). А второе — это хороший инфоповод, возможность еще раз рассказать о нас зрителям. Но по факту, будем честны, происходит так: одни чуваки дали другому чуваку золотую бижутерию. Масштаб события стараюсь не преувеличивать.
Светлана Башкирова, актриса спектакля:
— Приключения начались сразу же, как только мы стали прокладывать маршрут прогулки. В первый раз мы вышли на локации зимой, был сильный мороз. Мне даже пришлось просить нашего PR-менеджера Ксюшу Протосевич привезти мне пуховик и шапку.
Абсолютная легкость — так я могу описать нашу работу над постановкой. Сева [Лисовский] позволил нам никого не изображать. Однажды во время моей реплики за моей спиной стояла бабушка и кричала: «Уходи, уходи отсюда!» Я продолжила свою речь, просто стала говорить намного громче. Мы с Всеволодом как раз обсуждали, что нужно продолжать спектакль, что бы ни происходило вокруг, потому что любые такие ситуации с горожанами, которые не понимают, что это спектакль, создают его колорит.
Новость о победе я встретила в Ростове. Была дома, и мне написали: «Сейчас будут объявлять лауреата номинации "Эксперимент"». Я начала судорожно искать прямую трансляцию и наткнулась на нее в момент, когда Сева уже стоял на сцене (Смеется.). Я начала кричать от радости. Весь мой двор знает, что «Золотая маска» наша (правда, мало кто понимает, что это такое).
Всегда очень интересно наблюдать за реакцией людей во время спектакля. Так, на одной из локаций у меня на плакате написано: «Я тут с утра сижу — хоть бы одна жопа прошла». И бабушки останавливаются, читают. Был еще молодой человек, который во время нашей сцены читать рэп — внезапно!. Мы ненадолго прервались, человек закончил читать, и мы продолжили прогулку. Может случиться всё что угодно. Бабушка эта, парень, зачитавший рэп, собаки, которые наступают тебе на ноги, — это и есть Ростов, это и есть «Волшебная страна».
Герман Греков, главный режиссер «Театра 18+»:
— Символично, что награду получил именно спектакль «Волшебная страна», потому что главное действующее лицо постановки — наш город. Можно смело говорить, что «Маску» получил Ростов. Коллеги из других городов вчера звонили, поздравляли. Говорят: на театральной карте нашей страны появилась еще одна яркая точка.
Спектакль «Волшебная страна» показываем только в теплое время года. Зимнюю версию спектакля мы пока не планируем. Сейчас театр готовит фестиваль «Трансформация», его художественным руководителем стал Всеволод Лисовский, который как раз ставил «Волшебную страну». «Трансформация» пройдет с 4 по 23 июня. Мы продолжим тему с использованием городских локаций: одной из площадок станет аэропорт Платов. Впервые в России аэропорт превратится в единое театральное пространство.
Реакции от зрителей всегда разные. Надо еще учитывать, что и город ведет себя каждый раз по-особенному. Район, где мы проводим прогулку, довольно специфический. С другой стороны, именно полярность мнений хорошо сочетается с контекстом спектакля — так что нам любые отзывы только на руку.
Марина Гаричян