RU161
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

5 м/c,

вос.

755мм 46%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Криминал эксклюзив Был подозреваемым, стал истцом: двух ростовских полицейских обвиняют в подбросе наркотиков

Был подозреваемым, стал истцом: двух ростовских полицейских обвиняют в подбросе наркотиков

Стражи порядка находятся под домашним арестом

Борис Варавин  — слева, Сергей Луценко — справа

В отношении Бориса Варавина и Сергея Луценко, сотрудников ППС УМВД России по Ростову, возбуждено уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» и «Причинение тяжкого вреда здоровью». Полицейских подозревают в подбросе наркотиков четырем задержанным. Все четверо были осуждены, двое уже вышли на свободу, а одного оправдали. Теперь Варавина и Луценко обвиняют в преступлении. Корреспондент 161.ru попытался разобраться в этой истории.

Сверток с белым кристаллическим порошком


Эта история началась в конце июня прошлого года. Ранним утром в Ростове, на улице Южной, сотрудники отдельной роты патрульно-постовой службы по Ворошиловскому району — 27-летний Борис Варавин и его 30-летний напарник Сергей Луценко — задержали четверых молодых людей. Согласно рапорту полицейских, в карманах у одного из задержанных, Дмитрия Ажиненко, при первичном досмотре был обнаружен сверток с белым порошком.

Из рапорта, который написали стражи порядка, следует, что они доставили всех четверых в отдел полиции. Позже, при личном досмотре, пакетики с наркотическими веществами были обнаружены и у остальных задержанных. В отношении молодых людей было возбуждено уголовное дело по статье 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение и перевозка наркотических средств».

У троих приговоры вступили в законную силу: Андрею Чернышову дали 10 месяцев колонии-поселения, Евгению Гребенюку — один год условно и Сергею Нестеренко — шесть месяцев. Дмитрия Ажиненко осудили на три с половиной года, но приговор в законную силу не вступил.

«Избивали и подвешивали «ласточкой»»


Спустя пять месяцев Дмитрий Ажиненко заявил, что стал жертвой «полицейского беспредела».

В интернете появился видеоролик, в котором Варавин и Луценко обвинялись в совершении преступления. В ролике отец Дмитрия, Михаил Ажиненко, утверждал, что полицейские подставили его сына. По словам Михаила, сотрудники полиции избивали задержанных, подвешивали их «ласточкой», а потом и вовсе запихнули им в карманы наркотики. В видео указывалось, что полицейские избивали Дмитрия Ажиненко, что привело к пневмотораксу. Ни комментариев правоохранительных органов, ни показаний самих полицейских в ролике не было.

Между тем в материалах уголовного дела указано, что Дмитрия Ажиненко при задержании из-за жалоб возили на осмотр в БСМП, но ничего выявлено не было. Согласно документам, после осмотра Ажиненко сам отказался от госпитализации (документ есть в наличие у редакции. — Прим. ред.). После публикации в интернете была проведена проверка, материалы дела поступили в Следственный комитет.

— По словам мужа, когда он увидел подозреваемых, ему стало понятно, что молодые люди находятся в состоянии опьянения. У них были невнятная речь, шаткая походка, агрессивное поведение. Но при этом запаха алкоголя не было, — рассказала корреспонденту 161.ru супруга Бориса Варавина Екатерина. — Сергей с Борисом приняли решение доставить всех четверых в дежурную часть отдела полиции № 1 для выяснения обстоятельств. В патрульную машину молодые люди сели добровольно. Муж утверждал, что один из задержанных, Дмитрий Ажиненко, использовал нецензурную брань. Ребята провели поверхностный осмотр и нашли у него в кармане джинсов сверток.

Из рапорта Варавина следует, что Ажиненко пытался сбежать и всячески сопротивлялся при задержании.

Ажиненко после выхода из отделения обратился в больницу

— На вопрос, что находится в кармане, Дмитрий Ажиненко стал отталкивать нас, хватая за форменную одежду, после чего нанес мне удар кулаком в лицо и грудь. Потом он ударил ногой сержанта Луценко, — написано в рапорте у младшего лейтенанта Бориса Варавина. — Он вырывался, пытался убежать и принимал попытки избавиться от свертка, который был в его кармане. На наши требования прекратить противоправные действия Ажиненко вел себя грубо и агрессивно. В отношении него была применена физическая сила в виде боевого приема борьбы «Загиб руки за спину», а также специальное средство БрС-1 (наручники).

Дмитрий Ажиненко рассказал корреспонденту 161.ru свою версию событий. По словам 26-летнего молодого человека, он с приятелями ранним утром шли на работу. С работодателем договорились, что выйдут на смену в пять утра, пока не так жарко.

— Подъехал патрульный автомобиль, из него вышли трое полицейских. Как я понял, один из них был стажер, но позже ни в каких материалах дела он не фигурировал, по моему мнению, они его скрыли. Полицейские подошли, не представились, не показали удостоверения и начали требовать документы, — утверждает Дмитрий. — После они поставили нас лицом к машине и начали обыскивать — лезли руками по карманам и выкладывали всё на капот автомобиля. Когда я начал спрашивать, почему нас обыскивают без понятых и почему нас вообще остановили, то меня повалили на землю и начали избивать ногами. Потом Варавин распылил мне слезоточивый газ в глаза.

Все побои молодой человек зафиксировал

Ажиненко утверждает, что, опасаясь за свою жизнь, он решил бежать, но его догнали и снова стали избивать. По приезде в отделение, по словам мужчины, всех четверых приковали наручниками к решетке в разных частях холла.

— Они провели обыск и изъяли у меня ремень и зажигалку. Потом нас начали водить в туалет по очереди, ставили к стене и попытались что-то засунуть в задний карман. Я вырвался и побежал к дежурной части в надежде, что там камеры и ничего подкладывать не будут, но меня отвели обратно и начали душить, повалив на землю. Потом подвесили за руки и запихнули что-то в задний карман джинсов, — рассказал Дмитрий.

По словам Дмитрия, полицейские провели личный досмотр два раза. Один в семь утра, второй — в восемь. В первом протоколе осмотра было написано, что изъяты ремень и зажигалка, а во втором уже были обнаружены наркотики.

— Потом меня отвезли в БСМП для обследования, так как я был весь в синяках. По дороге я постоянно говорил, что мне трудно дышать. Перед обследованием ко мне подошел Варавин и сказал, что я не должен нигде говорить, что меня избивали, иначе я пойду, как распространитель, и мне «по полной намотают срок». Я согласился, потому что боялся и был морально подавлен, — рассказал Дима. — В холле врач в присутствии полицейских сказал, что мне требуется госпитализация, на что Варавин сказал: «Это тебе не нужно». Поэтому я отказался от госпитализации.

В крови Ажиненко следов наркотиков обнаружено не было

Ажиненко отметил, что после того, как 1 июля его выпустили под подписку о невыезде, он обратился в больницу, где врачи констатировали у него контузию обоих глаз и травматический пневмоторакс. Когда следователь вызвал Дмитрия снова, он отказался от всех показаний. По словам молодого человека, Нестеренко, Гребенюк и Чернышев решили не давать показания против себя, воспользовавшись 51-й статьей Конституции России «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания».

Во время судебных процессов стало известно, что в протоколах дознания фигурировала следующая информация: «У Дмитрия Ажиненко было обнаружено 3,8 грамма героина».

Он неоднократно писал жалобы во все инстанции и требовал наказать сотрудников полиции. Однако Следственный комитет дважды отказывал в возбуждении уголовного дела в отношении Варавина и Луценко, мотивируя тем, что нет состава преступления и доказательств. По словам Екатерины Варавиной, после появления в интернете этого сюжета уже против самих сотрудников органов всё же были возбуждены уголовные дела.

— Ажиненко первым заявил, что наркотики ему подкинули патрульные, несмотря на то, что на суде все четверо дали признательные показания, — рассказала корреспонденту 161.ru Екатерина Варавина. — Хотя ими был выбран особый порядок проведения следствия и суда, в процессе которых они не имели никаких претензий к сотрудникам полиции. Потом его поддержали остальные трое приятелей. Кроме того, муж утверждает, Дмитрий Ажиненко во время проверки показаний на месте подтвердил, что у него были наркотические средства.

«Все хотят «потопить» их только потому, что они полицейские»


Несмотря на все доказательства и вынесенный приговор, Ажиненко 22 мая 2018 года подал апелляцию о пересмотре дела. 3 октября этого года его оправдали. Сейчас Борис Варавин и Сергей Луценко находятся под домашним арестом. Дата судебного процесса по их делу назначена на 26 октября.

Екатерина Варавина обращалась за помощью и писала жалобы в прокуратуру Ростовской области и начальнику главного управления МВД России по Ростовской области Олегу Агаркову. Женщина просила разобраться, по ее мнению, в умышленно сфабрикованном деле против своего супруга и его напарника. Кроме того, Екатерина в своем письме указывала, что следователь Станислав Гайнутдинов, который ведет дело ее мужа, дает отказ на все ходатайства, которые подает адвокат полицейского. Правда, ответа от генерал-лейтенанта не последовало.

По словам женщины, она после всех негативных событий потеряла работу. А поскольку муж находится под домашним арестом, семья с малолетним ребенком уже полтора месяца находится без средств к существованию.

— Для того, чтобы оплачивать услуги адвоката и на что-то жить, пришлось продать наш автомобиль. Арест мужа следователь обосновывает тем, что иная мера пресечения невозможна, так как иначе оба сотрудника и дальше продолжат свои преступные действия. Следователь пытается «заработать» на моей семье еще одну звездочку на погоны. Возможно, что ему дали взятку, чтобы посадить Варавина и Луценко. Все хотят «потопить» их только потому, что они полицейские, — рассказала Екатерина.

Семья Варавиных надеется, что Бориса оправдают

Екатерина рассказала, что следователь «по звонку» вызывал Варавина и Луценко на допросы, настаивая на признании в том, чего не совершали — в избиении и подкидывании наркотиков. Позже, по словам женщины, Луценко предлагали всю вину перекинуть на Варавина, якобы тогда ему не о чем будет беспокоиться. Когда напарник отказался, его арестовали вслед за Варавиным.

— Знаете, когда начались очные ставки, выяснилось, что на вопрос следователя о том, что видели ли задержанные, как сотрудники полиции били Ажиненко, они отвечали, что нет, так как стояли к ним спиной, а на уточнение следователя: «Что, совсем не видели?», они уже отвечали, что видели, — жаловалась женщина.

«Следствие ведется необъективно»


Отметим, что на сегодняшний день оба полицейских не отстранены от своих должностей. Как рассказала Екатерина Варавина, в декабре прошлого года, когда уголовное дело против полицейских уже было возбуждено, Борису присвоили звание младшего лейтенанта. Но, когда он пришел в отдел кадров, чтобы поменять удостоверение, ему отказали, заявив, что стоит подождать: «Вдруг тебя завтра посадят?»

Адвокат Варавина Евгений Пятицкий неоднократно заявлял ходатайства и требовал привлечь Ажиненко и его приятелей за дачу заведомо ложных показаний. Но следователь отказал в этом.

— Все эти лица осуждены по незаконному хранению наркотических средств. У троих приговоры вступили в законную силу. Дача заведомо ложных показаний — это отдельное уголовное дело. Мы добиваемся возбуждения дела, но прокуратура района нам отказывает, — пояснил Пятицкий. — Против полицейских возбудили уголовное дело незаконно и необоснованно.

Портал 161.ru направил запрос в СУ СК России по Ростовской области, чтобы выяснить причины отказа. Ответ донского следкома был таким:

— Вопросы заявления, рассмотрения и разрешения ходатайств в рамках уголовного дела, а также обжалование действий следователя при их разрешении регламентированы уголовно-процессуальным законодательством, которым участники уголовного судопроизводства должны руководствоваться.

Практически все ходатайства адвоката полицейских были отклонены

Простыми словами, ведомство поясняет, что всё происходит в соответствии с законом. Адвокат же считает, что прокуратура не хочет возбуждать уголовные дела за дачу ложных показаний совершенно по иным причинам.

— Если они возбудят уголовное дело по статье 306 «Заведомо ложный донос», то Ажиненко, Чернышев, Гребенюк и Нестеренко сразу откажутся от своих показаний против полицейских. Дело рассыпется, а это не нужно ни следствию, ни прокуратуре района. Поймите, чтобы осудить Варавина и Луценко, нужно, чтобы свидетели до конца давали эти показания, — пояснил Евгений Пятицкий.

Сейчас с учетом того, что дело о подбросе наркотиков уже поступило в суд, шансов у стражей порядка всё меньше. Кроме того, после оправдания Дмитрия Ажиненко полицейским могут вменить дополнительную статью.

— Сейчас полиция «валит» своих. Я считаю, что следствие ведется необъективно. Во всех доказательствах оно одностороннее с обвинительным уклоном. Нам отказали даже в допросе некоторых наших свидетелей, — рассказал адвокат. — Всё, что ни делал следователь, прокурор утверждал, как итог, и обвинительное заключение в том числе. Мы будем бороться в суде и отстаивать свободу ребят. Были проведены служебные проверки, и никто их вины не нашел. Они до сих пор действующие сотрудники полиции.

Официальный комментарий от донского главка звучит так: «Полицейские отстранены от исполнения служебных обязанностей. В случае установления вины они будут уволены из органов внутренних дел, а их непосредственные руководители будут привлечены к строгой дисциплинарной ответственности».

Жены полицейских просят всех, кто имеет такую возможность, помочь разобраться в сложившейся ситуации. В свою очередь, Дмитрий Ажиненко и его семья требуют, чтобы стражей порядка наказали за противоправные действия. Отец Дмитрия Михаил Ажиненко уверен, что если бы они не предали эту историю огласке и не наняли хороших адвокатов, его сын сейчас был бы в тюрьме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем