Одному из фигурантов «ростовского дела» Яну Сидорову отказали в досрочном освобождении из-за 250 нарушений режима, рассказала его мать Надежда Сидорова на своей пресс-конференции. Она считает, что большинство из нарушений — формальные.
― Мой сын — якобы злостный нарушитель режима. Колония предоставила характеристику, в которой мы увидели 250 нарушений. Мягко говоря, были удивлены. Я видела характеристику и дисциплинарную справку на человека, который отсидел 21 год в полном конфликте с администрацией ИК. Так вот у него за 21 год было 212 нарушений. У моего ребенка 240 нарушений появились за год, — заявила Сидорова.
Она уверена: таким образом ее сыну перекрывают возможности для УДО и смягчения режима. Надежда добавила, что сам Ян знал только об одном нарушении.
― Каждое нарушение должно быть оформлено отдельно, подтверждено фото- и видеофиксацией и внесено в протокол. Заключенный должен дать объяснение нарушению либо отказаться от дачи объяснений. У нас ничего этого не было, — добавила женщина.
По ее словам, 236 нарушений Ян получил во время пребывания в ростовском СИЗО № 1. Почти по всем из них, если верить документам, в качестве наказания Сидоров получил выговор.
― Единственное нарушение, оформленное должным образом и за которое назначено наказание в виде карцера, было 7 марта 2018 года, — «повернул объектив камеры видеонаблюдения». Об остальных нарушениях мы узнали, только когда запросили характеристику из колонии.
В колонии Яна Сидорова поставили на два профилактических учета по причинам, которые звучат так: «Склонен к суициду и членовредительству» и «Склонен к дестабилизации нормальной жизни колонии и к массовым беспорядкам». Надежда Сидорова уверена, что фактических нарушений, из-за которых могли возникнуть эти учеты, не было.
― Я посмотрела справку взысканий. В преддверии постановки на учет по дестабилизации обстановки у Яна было устное замечание за нарушение формы одежды. Я считаю, что это не может быть поводом для профучета. На другой учет его поставили после того, как Ян «ненадлежащим образом заправил постель», — рассказала женщина.
Из-за всего перечисленного Яну Сидорову отказали в УДО. Надежда посчитала такое решение суда незаконным и вместе с адвокатами подала апелляционную жалобу.
В октябре 2019 года ростовчан Яна Сидорова и Владислава Мордасова признали виновными в попытке устроить массовые беспорядки перед зданием донского правительства. Их приговорили к шести годам шести месяцам и шести годам семи месяцам строгого режима соответственно. В июле 2020 года суд смягчил приговоры до 4 лет заключения.
Защита Сидорова и Мордасова, а также общественники считают дело политическим. В ноябре 2018 года российский правозащитный центр «Мемориал»* признал Яна Сидорова и Владислава Мордасова политзаключенными. А международная правозащитная организация Amnesty International признала их узниками совести.
* Признан иностранным агентом