Бизнес Всё о коронавирусе

«Гостиницы не планировали становиться обсерваторами»: как ростовские отели переживают коронакризис

Гостиницы Москвы, Петербурга и Воронежа работают, а ростовские — закрыты и несут убытки

О том, как справляется индустрия, нам рассказали представители Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области, отелей Don-Plaza, Mercure и «Платов»

Одна из наиболее пострадавших индустрий из-за коронакризиса — это индустрия гостеприимства. Борьба с инфекцией сильно ударила по отрасли: прекратились зарубежные перелеты и пропали интуристы. А из-за отмены массовых мероприятий сорвались научные и деловые конференции и встречи. Контроль передвижения внутри регионов и режим самоизоляции убили надежду на туризм внутри страны.

Но есть и другая причина, по которой ростовским отельерам приходится непросто, — это полная остановка работы отелей. Эту меру не вводили ни в Москве и области, ни в Петербурге, ни в Воронеже. Но её приняли в Ростовской области.

Мы побеседовали с представителями ростовской индустрии гостеприимства, чтобы узнать, как коронавирус ударил по бизнесу, как он с этим справляется и сколько гостиниц смогут дожить до «особого распоряжения».

Елена Папиж считает, что если начнется вторая волна заражения, то её не выдержат 50% отелей

Елена Папиж, президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области


— Постановление губернатора о закрытии вышло 28 марта. Тут же по отелям пошли участковые с рейдами, заходили в каждый номер, проверяли, есть ли там кто, и выселяли гостей. Крупные гостиницы, которые имели в штате юристов, смогли отстоять своих клиентов. Других просто вынудили попрощаться с гостями. Эта ситуация была очень некрасивой — ведь в постановлении нет приказа выселить, есть требование закрыть, — рассказала Папиж.

По ее словам, положение было отчаянным и потому, что после зимы все отели нуждались в клиентах. Зимой их мало, а расходы на бизнес идут. Поскольку весна и осень — пик деловой активности в Ростове, гостиничный бизнес живет в ожидании марта и апреля. Кроме бизнесменов, другой источник дохода — это транзитные гости: те, кто едут на море.

— Крупные ростовские отели на них не ориентируются, это больше про областные заведения — те, что вдоль трассы М-4. Есть надежда, что нам удастся перехватить какую-то часть гостей, но она очень слабая. Читаешь сводки о числе зараженных, и становится понятно, что эта история затянется, — говорит Папиж.

Недавно Роспотребнадзор выпустил рекомендации для санаториев на побережье Черного моря — их уже приняли в Сочи, Краснодарском крае и в Крыму. Гостиничный бизнес пробовал «примерять на себя» эти меры, но, по словам Елены Папиж, следовать им практически невозможно.

— Это разумные меры, но они чрезвычайно невыполнимы. Не каждое специализированное медучреждение по ним пройдет, мне кажется. Что уж говорить о гостиницах, которые никогда не планировали становиться обсерваторами? В требованиях указано, что все поверхности должны быть моющиеся, а у нас, например, мягконабивной материал, — говорит Папиж.

По самым оптимистичным прогнозам, если в июне откроют гостиницы, отрасль потеряет около 10% отелей — маленькие ИП, которые не были готовы к кризису. По словам Елены Папиж, ID Hostel в Ростове-на-Дону уже ушел на продажу, к нему присоединились четыре отеля — тоже в черте города.

— Пессимистичный прогноз — продление до конца года. Также считаю, что как только начнется движение из регионов в регионы, люди повезут на юг коронавирус. Мы будем рады гостям, мы ждем их. Но мы боимся их. Если они привезут инфекцию и начнется вторая волна, то меры будут ужесточать. И эту вторую волну не выдержат уже 50% отелей, — считает Папиж.

Елена Папиж также считает, что, несмотря на закрытие отелей, у людей все ещё есть спрос на временное жилье. Плюс никто не запретил размещаться в частном секторе. Так что маленькие гостиницы, которые даже не являются гостиницами, а скорее «гостевыми домами», — будут сдавать в аренду помещения. Искать лазейки в законодательстве, чтобы хоть как-то зарабатывать себе на хлеб, будут все. Так что «серый» рынок индустрии гостеприимства будет только расти.

По словам Быкадоровой, даже в случае запуска работы отелей гостей будет слишком мало

Управляющая Конгресс-отеля Don-Plaza Татьяна Быкадорова


— Наш отель, являясь в первую очередь mice-площадкой в центре города, ориентируется на прием, прежде всего, бизнес-туристов, приехавших в южную столицу на конференции, форумы и прочие деловые мероприятия. В середине марта мы еще были полны радужных надежд, что с наступлением тепла проблема с коронавирусом «растает». Когда закрыли границы, надеялись, что внутренний туризм вступит в резкую фазу роста, и готовились к нему, разрабатывая предложения. Но потом нас закрыли совсем. Мне все время казалось, что это временно, думала, что все понимают, что полная остановка непосредственно во время сезона — это катастрофа. Пережить зиму сложно и нам, поэтому на весну всегда большие надежды. Любой отель — это живой дом. Стоит его полностью оставить без людей, как он начинает трескаться. Консервацией не обойдешься. Поэтому закрытие отеля шло поэтапно, выстраивали график дежурств работников. Это было необходимо как отелю, в котором 17 этажей, так и сотрудникам, которых 250 человек. Но когда пришла ясность, что другого выхода нет, пришлось давать людям отпуск за собственный счет, — объясняет отельер.

Татьяна Быкадорова оценила, насколько рекомендации Роспотребнадзора для санаториев подходят для отелей. По её словам, в таком случае отельер сталкивается с выбором между оплатой работы сотрудников и тратами на выполнение всех рекомендаций. Как отмечает управляющая, в этом случае помощь государства была бы очень кстати.

— Если говорить о рекомендациях Роспотребнадзора, то их нельзя назвать невыполнимыми. Но в связи с тем, что данные траты ложатся на бюджет предприятия, — полностью покрыть все требования будет тяжело, но необходимо. Теперь перед многими отельерами стоит выбор между тем, платить зарплату сотрудникам или оснащаться по правилам. И выбор очевиден — зарплата. Мы делаем и то и другое, и это катастрофически тяжело. Наша служба снабжения совершила основные закупки, и мы продолжаем решать вопросы по исполнению предписаний без урезания бюджета на оплату труда.

Как считает отельер, наиболее пессимистичный вариант — это открытие поздней осенью.

— Если эти ожидания будут верны, то 20–30% бизнесов в гостинично-ресторанной сфере точно будут закрыты. Отели будут продавать и менять им квалификацию, возможно, превращать их в медицинские центры, учреждения для пожилых людей, будут сдавать в аренду под офисы, но кому они будут нужны? — спрашивает Быкадорова.

Оптимистичный прогноз — открытие уже в середине следующего месяца, но и в этом случае есть свои нюансы:

— Я прекрасно помню 20-е числа марта, когда за неделю 90% загрузка нашего отеля превратились в 5%. Так что у меня вопрос: что будет дальше, если нам сейчас разрешат работу? Загрузки ведь не будет. Факт остается фактом — массу, которую мы потеряли за кризис, будем наращивать ещё очень долго, — резюмирует управляющая Конгресс-отеля Don-Plaza.

Управляющая считает, что среди самих отельеров будет мало людей, которые уйдут работать в «серую». Это вариант работы для небольших хостелов, но не для крупных отелей: достаточно много проверяющих органов постоянно контролируют работу, поэтому это невозможно.

— Кроме того, мне кажется, что большинство ростовских отельеров — это порядочные люди. Они понимают ситуацию и не будут гнаться за сомнительной сиюминутной наживой, — говорит отельер.

Несмотря на полное закрытие отелей, в Mercure до сих пор звонят посетители с просьбой заселить их

Генеральный директор отеля «Mercure Ростов-на-Дону Центр» Наталья Ковальчук


— Наша сфера, гостиничный бизнес — это лакмусовая бумажка состояния экономики и социума. Мы анализировали события, происходящие в мире, и понимали — эта волна докатится и до нас. Но не предполагали, что в таком объеме. Мы видели, что в крупных отелях Москвы и Питера работу продолжают и их не закрывают. А нас закрыли, — рассказывает Ковальчук.

По словам управляющего, спрос на отели был до последнего. И даже сейчас нередко звонят гости и спрашивают, можно ли заселиться. Необходимость отказывать вызывает очень тяжелые эмоции.

Отель попытался приготовиться к удару кризиса. Удалось договориться с рядом партнеров о приостановке крупных платежей, пришлось отказаться от массовых закупок. Число рабочих часов персонала пришлось сократить. Принадлежность к международной сети отелей дает преимущества, но они в основном касаются информационной помощи, так что Mercure встречает кризис на равных условиях с другими отелями.

— Мы — предприниматели и привыкли рассчитывать на себя. Но сейчас та ситуация, когда без поддержки государства очень многие бизнесы не смогут вернуться. И это касается не только владельцев. А это касается и работников отелей. Мне до сих пор звонят сотрудники и спрашивают, когда уже можно будет выйти, — считает Наталья Ковальчук.

Сейчас, по ее словам, все отели нуждаются в возможности открыться. Да, у каждого из них своя специфика — у баз на левом берегу Дона высокий сезон в середине мая, у бизнес-отелей спрос растет в марте-апреле, а у гостиниц на М-4 «Дон» упор на летний сезон. Возможность работать нужно дать всем, а отельеры уже сами должны прикидывать — могут ли они что-то сделать в такой ситуации.

Отельер надеется, что уже с 1 июня удастся начать работу. Но даже в этом случае остается вопрос с загрузкой отелей. Mercure любят зарубежные клиенты, а когда откроют внешние границы — неизвестно. Остается рассчитывать на людей с деловыми поездками.

— Мне очень хочется верить, что все наши коллеги переживут эту ситуацию, что никому не придется уйти с рынка. Но открытие нескольких новых крупных гостиничных объектов, скорее всего, отложится. Если мы говорим о совсем мрачных вариантах, то закрыться могут 20% отелей, — предположила Наталья Ковальчук.

Наталья Ковальчук тоже придерживается мнения, что для сетевых отелей вариант работы всерую не подходит. Что не отменяет того, что число отелей, которые так работают, будет расти — ситуация провоцирует людей на то, чтобы хоть как-то поправить собственное положение.

— Ведь у людей возникает призрачное чувство, что это не закончится никогда. А сейчас есть возможность как-то воспользоваться ситуацией. Особенно когда крупные и уважаемые отели закрыты, — подчеркивает Ковальчук.

Ситникова прогнозирует наплыв желающих заселиться в отели этим летом

Директор сети отелей «Платов» и гостиничного комплекса «Новочеркасск» Марина Ситникова


— Наша компания следила за ситуацией с распространением коронавируса в Китае. Было ощущение, что это дойдет и до нашей страны, так что мы были морально готовы к возможному карантину. В качестве подготовительных мер компания перевела на удаленную работу бухгалтерию, юридический отдел и IT-специалистов. Но полная остановка работы нас очень подкосила. Пострадали и наши партнеры — авиакомпании. Мы размещали экипажи и пассажиров задержанных рейсов. Авиакомпании законодательно обязаны предоставлять межполетный отдых, — рассказывает Ситникова.

Мы направляли письма в администрацию Новочеркасска, в Правительство РО с просьбой разрешить нам размещать сотрудников авиакомпаний и других командировочных с соблюдением всех мер безопасности. Такие же письма направляли наши партнеры авиакомпании и крупные предприятия. Но, к сожалению, положительного ответа мы не получили.

Экипажи самолетов и командировочные оказались в частном секторе — им пришлось снимать обычное жилье. Ситникова считает это неправильным, ведь в отеле полностью соблюдаются все санитарные нормы. Авиакомпании к ситуации отнеслись с пониманием.

— Когда вышло распоряжение, был шок минут так на 15. У нашего отеля, как и у многих других, были длительно проживающие гости, приехавшие в командировку. Было непонятно, что с ними делать, — мы ждали каких-то оговорок в постановлении. Но их не было. Люди приехали в другой город, живут здесь, мы были для них домом и кровом, у них оплата жилья по контрактам — и как это все решать с частниками? Но пришлось проводить всех, развозили сами, — говорит Марина Ситникова.

Ситникову возмущает, что отели и гостиницы поместили в третий этап снятия ограничительных мер, когда ярмарки и рынки — в первый. По её мнению, о социальной дистанции речи на базаре быть не может. В свою очередь, в отелях и гостиницах у персонала есть медицинские книжки, обеспечена полная санитарная безопасность.

— Мы ориентируемся на деловых гостей и на транзитных. Даже сейчас, когда наши отели закрыты, на ресепшенах ежедневно регистрируют от 20 до 30 звонков. Люди хотят бронировать, размещаться — им же тоже некуда деваться, им нужно. Жизнь-то не остановилась, как все ездили в командировки, так и ездят. А летом обязательно наплыв будет, — объясняет директор.

По самым оптимистичным прогнозам, отелям дадут право работать в первую неделю июня, но, как отмечает сама Марина Ситникова, такой прогноз практически нереален. За этот период отрасль может потерять около 20% заведений. Если же пандемия затянется, как и борьба с вирусом, до самой зимы, то трудно даже представить, сколько отелей останется.

— Обидно, что есть регионы, в частности центральные, в которых больше случаев и сложнее ситуация. Но там отели и гостиницы не блокировали. Чем больше запретов, тем больше будет работающих всерую. Даже если сейчас посмотреть сайт Вooking.com, можно увидеть гостиницы, которые не помечены как «закрытые». Их около 70 — и это из 300 в регионе у нас. Вы можете представить, какая будет динамика дальше? — говорит Ситникова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем