Пандемия застала людей врасплох. Сложно представить ситуацию, когда эпидемия приходит вовремя, но степень дискомфорта в разных обстоятельствах оценить все-таки возможно. Можно представить себе разные комбинации происшествий, но что, если человек оказался в самоизоляции посреди ремонта, в разгаре строительства дома или в только что приобретенной квартире? Тема домашнего комфорта резко вышла на первый план — все оказались запертыми в четырех стенах, а у кого-то эти стены даже не оштукатурены. Вопросы о том, как закончить ремонт, где покупать мебель или предметы уюта, остаются открытыми, поскольку все это — не товары первой необходимости.
Мы часто пишем о бизнесе, анализируем, что с ним стало и чего предпринимателям ждать в будущем. Представители разных отраслей — рестораторы, тату-мастера, туроператоры и другие — почти единогласно считают, что бизнес уже не будет прежним. В этом материале мы рассмотрим интерьерный сегмент рынка — как со стороны компаний, так и с точки зрения покупателей. Корреспондент 161.RU поговорил с издателем интерьерного журнала Hi home Ириной Барской о самоизоляции и удаленке. Мы узнали, как идут дела у журнала, где заказать керамическую плитку и будут ли выстраиваться очереди в интерьерные салоны.
О работе и команде
Hi home существует уже 15 лет, и до этого времени ничего подобного не случалось. Все началось с паники, которая расцвела в соцсетях. У нас был шок, поскольку многие наши партнеры напрямую работают с Италией и Испанией — вирус там уже бушевал. Это состояние влияло на всех, но я старалась сохранить трезвый рассудок. Мы провели один день за стратегическим планированием и уже с 17 марта ушли на удаленку, чтобы лишний раз не выходить из дома.
Мы продолжаем полноценно работать и в самоизоляции. Частично мы были к этому готовы: наш журнал выходит в электронном формате, у нас активные аккаунты в социальных сетях, и уже шестой год у нас работает мобильное приложение, в котором можно посмотреть архив изданий. Но ничто не может заменить печатную версию. То есть у нас времена, как и у всех, непростые.
Моей команде надо отдать должное. Все ведут себя спокойно, выполняют обязательства, а кто-то даже отказался от оплаты, чтобы поддержать бизнес. Мы не останавливали работу ни на день — вели прямые эфиры, работали с партнерами, организовали горячую линию для тех, кто оказался в эпицентре ремонта — таких случаев немало. Ремонт невозможно остановить на два месяца, особенно, когда человек сидит в квартире без обоев или без сантехники. Как тут можно самоизолироваться, когда в квартире, простите, нет унитаза?
На нашу горячую линию, в основном, обращались те, кто строит свой дом. Этот процесс практически неостановим. Основные запросы — натуральный камень, лестницы и камины. Часто спрашивали про керамическую плитку и обои.
О клиентах и апрельском номере
Наш сегмент ограничен: прирост новых клиентов невелик, даже в условиях стабильной экономики, потому что интерьерный бизнес требует больших вложений для открытия. У нас сохраняются одни и те же клиенты из года в год — есть ключевые рекламодатели, якорные — каждая компания еще в начале марта предупредила, что майского бюджета у них не будет. В принципе, мы могли прогнозировать ход событий и оптимизироваться. Несмотря на самоизоляцию, апрельский номер вышел вовремя, весь тираж разошелся довольно быстро. Но когда мы отправляли номер в печать, перед нами встал вопрос о распространении — почти все точки дистрибуции из-за коронавируса оказались закрытыми. Мы нашли выход из ситуации: договорились с несколькими сервисами доставки еды и фермерских продуктов, чтобы к каждому заказу они прилагали наш журнал — это вызвало большой отклик среди читателей. У меня есть мысль сохранить этот канал распространения и после пандемии. Кроме того, типография пошла нам навстречу — каждый журнал они запаковали в индивидуальный пакет, не взяв за это дополнительных денег. Я благодарна всем нашим партнерам и коллегам, благодаря им мы смогли безопасно доставить журналы людям прямо домой.
О ситуации на рынке
Если рассуждать с точки зрения салонов — всем очень сложно будет выйти из кризиса. Три месяца потеряно. Не каждой компании арендодатели пошли навстречу, а для ведения интерьерного бизнеса требуются большие площади. Сохранение зарплат тоже непростая задача, многие зависят от зарубежных поставщиков — Италии, Испании и Китая. Все атрофировалось. Сколько потребуется времени для восстановления — сложно сказать.
С точки зрения потребления мои прогнозы более оптимистичны. Я уверена, что спрос на мебель, предметы интерьера и даже текстиль вырастет. До коронавируса многие не заморачивались на эту тему, но уже сейчас наблюдается высокий спрос на качественные матрасы и комфортное постельное белье. Люди, испытавшие какой-то дискомфорт за этот период, в первую очередь пойдут закрывать эту потребность.
Тенденция будет сохраняться — значение собственного жилья возрастет, потому что, как выяснилось, можно оказаться в нем взаперти. Я думаю, что со стороны спроса проблем не будет. Недавно в соцсетях кто-то выставил фотографию очереди в Нидерландах после открытия IKEA. Люди поехали не в рестораны, а обустраивать жилье. В принципе, когда в Ростове открыли Leroy Merlin, по словам очевидцев, на парковке не было свободных мест.
Потребление будет расти. А вот что будет с нашими партнерами — непонятно. Да, в Италии и Испании заработали фабрики — это внушает оптимизм, но границы-то все равно закрыты.
О выживании бизнеса и помощи государства
К сожалению, наш бизнес не попал ни в категорию пострадавших, ни в число тех, кому можно работать. Мы не получили ни льгот, ни отсрочек по налогам — ничего. Я поняла одно: останавливаться нельзя. Поэтому мы испробовали все возможные виды онлайн-присутствия, вплоть до запуска виртуального квеста. Любой бизнес — это динамичный процесс, если его прервать, потом — все равно, что начинать с нуля. Можно уже сейчас закатывать рукава и начинать все сначала. Та стабильность, которую многие компании уже достигли, провалилась в бездну. Моим девизом стала цитата из сказки «Алиса в стране чудес»: «Для того того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, — нужно бежать еще быстрее». Скажу избитую фразу — мир не будет прежним: каждый потребитель пересмотрит свои потребности. Спрос уйдет в качество, а не в количество, как это было раньше.